logo
Анализ особенностей формирования этнической толерантности в студенческой среде

Введение

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Золотое правило этики.

Модернизация образования в контексте Болонского процесса ставит целью образовательного процесса формирование ключевых компетентностей (компетенций). Совет Европы принял определение пяти ключевых компетенций молодых европейцев, особое значение среди которых занимают компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществеHutmacher, Walo. Key competencies for Europe/ W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. - P.11.. Для того, чтобы контролировать проявление расизма, ксенофобии и развитие климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий.

Проекты государственного образовательного стандартов третьего поколения по специальностям 060101 «Лечебное дело», 060203 «Стоматология ортопедическая» и 060501 «Сестринское дело» выдвигают требования к общим и специальным компетенциям выпускника. Выпускники по данным специальностям должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК. 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК. 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Для формирования гражданского общества необходимо воспитание гражданина - человека, обладающего соответствующими этому обществу ценностными ориентациями. Одним из важнейших качеств, присущих такому человеку, является этническая толерантность - умение терпимо, а главное - с пониманием относиться к людям других национальностей, к их обычаям, традициям, культуре, образцам поведения, образу жизни. Этническая толерантность или, напротив, этническая интолерантность во многом определяет характер межнациональных отношений.

Формирование толерантной личности, способной к реализации личных и профессиональных компетенций в условиях современного полиэтнического пространства становится объективным требованием времени.