logo
Анализ причин возникновения детской и подростковой агрессии

Введение

В последние годы научный интерес к проблеме агрессивности в детском и подростковом возрасте существенно возрос. Это связанно с тем, что именно в детском и подростковом периоде возникают новые психологические образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Являясь одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в детском и подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Участилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. Проявление агрессии встречается во всё более раннем возрасте [21].

Несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных детской и подростковой агрессивности [1, 2, 6, 13, 18, 21, 24], ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Особенно остро это касается подростков.

Актуальность изучения детской и подростковой агрессии связана с ее причинами. Во-первых, нестабильная социальная и экономическая ситуация в стране не способствует психологическому здоровью молодых людей, вырастающих в таких условиях. В отсутствии четких моральных, общественных ориентиров теряется нравственная, социально-психологическая, нейрофизиологическая устойчивость, а также растет психологическое неблагополучие среди детей и подростков. Это провоцирует возникновение у них различных психологических и поведенческих проблем, в том числе рост агрессивности.

В-вторых, несмотря на остроту проблемы, степень ее изученности в психологии остается все еще недостаточной. Не хватает научных разработок, содержащих конструктивные способы решения проблемы агрессивного поведения. Поэтому накопление эмпирических данных служит реальным вкладом в решение проблемы.

В-третьих, именно психологическое изучение агрессивного поведения имеет большое значение, так как направлено в первую очередь на выяснение внутренних, часто неочевидных причин возникновения данного явления.

Суть проблемы видится в том, что агрессивное поведение является внешним выражением определенных внутренних психологических трудностей и недостатков развития у детей и подростков. Эти внутренние явления влияют на поведение, обуславливают его. Поэтому важным представляется их изучение, выявление и коррекция.

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности у детей и подростков и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессии. Это работы Абрамовой Г.С., Беличевой С.А., Гриценко А.В., Клейберг Ю., Кондрашенко В.Т., Макарова О.Ф., Менделевич В.Д., Реан А.А., Семенюк Л.М. , Фельдштейна Д.И. и др.

Объект исследования: агрессия у детей и подростков.

Предмет исследования: характерологические особенности подростков мужского пола, влияющие на уровень агрессивности их поведения.

Цель исследования: изучить связь агрессии с характером, его различными типами у подростков.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе имеющихся научных литературных данных охарактеризовать агрессию у детей и подростков как психологическую категорию.

2. Описать связь агрессии с характерологическими особенностями.

3. Провести экспериментальное исследование связи агрессии с характером у подростков, сформулировать выводы.

Методы исследования: Для решения поставленных задач использовались следующие психодиагностические методы: опросник Басса-Дарки для выявления преобладающих типов агрессивных реакций; характерологический опросник К. Леонгарда.

Статистико-математическая обработка полученных эмпирических данных проводилась с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона.