Анализ проблемы в рамках экспериментальной психологии
Введение
Актуальность проблемы социально-психологического климата рабочего коллектива диктуется, прежде всего, необходимостью повышения производительности труда, когда на рынке так много конкурентов, а благоприятный климат на работе главным образом влияет на работоспособность сотрудников.
С ходом современного научно - технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально - психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально - психологического климата коллектива.
Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально - психологических сложностей социального и научно - технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.
Формирование благоприятного социально - психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом [4].
Целью исследования является изучение социально-психологического климата коллектива.
Объектом исследования явился гомогенный коллектив (только женщины), состоящий из 12 человек.
Предмет исследования: социально-психологический климат.
Цель реализуется следующими задачами:
1. Изучить теоретический материал по данной проблеме;
2. Определить влияние факторов на социально-психологический климат коллектива;
3. Подобрать методики диагностики социально-психологического климата в коллективе;
4. Применить на практике выбранные методики;
5. Проанализировать полученные результаты.
В работе использовались методики:
1. Изучение психологического климата коллектива [7];
2. Определение индекса групповой сплоченности [20];
3. Опросник привлекательности труда [16].
Гипотеза:
В коллективе преобладает благоприятный социально-психологический климат.