logo
Имидж учителя как показатель сформированности его профессионального самосознания

1.4.2 Основные этапы развития «Я - концепции»

Без самосознания не существует личности. Оно является результатом длительного процесса развития человека, который начинается с момента рождения ребенка и осуществляется на протяжении всей жизни индивида. В ходе этого процесса происходит изменение представлений о себе. Одну из наиболее разработанных концепций стадийного развития «Я - концепции» предложил американский психолог Гордон Олпорт.

Первая стадия - ощущение своего тела. Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущение тела или внешние стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных над кроваткой. Младенец не осознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и что «не мое». Однако в течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и так далее. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Г.Олпорт считал, что телесная самость остается на протяжении всей жизни опорой для самосознания.[8;274]

Вторая стадия формирования «Я - концепции» - ощущение самоидентичности, когда ребенок осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица. Наиболее важной отправной точкой для чувства целостности и непрерывности «Я» с течением времени становится собственное имя ребенка. В 2 - 3 года, выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействии с внешним миром. Одежда, игрушки и другие любимые вещи, принадлежащие ребенку, усиливают чувство идентичности. Но самоидентичность не устанавливается одномоментно. Она непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелом возрасте.

Третья стадия - формирование самоуважения. Первоначально чувство самоуважения проявляется как чувство гордости, которое испытывает ребенок тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком какого-то задания. Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности и выражается в восхищенном восклицании «Я победил тебя!», когда ребёнок выигрывает в какой - нибудь игре. В равной мере и признание сверстников становится важным источником новых самооценок в течение всего детства.

На четвертой стадии происходит расширение границ самости. К 4 - 6-летнему возрасту ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но также и значительные элементы окружающего его мира, включая людей. В течение этого периода дети научатся постигать значения «мой». Вместе с тем наблюдается проявление ревностного собственничества, например, «это мой мяч», «моя мама», «моя сестра», «мой дом», «моя собака», которые рассматриваются как составные части «Я», и их необходимо не потерять и охранять, особенно от посягательства другого ребенка.[8;275]

Таким образом, постепенно становится относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. Все изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании и в свою очередь ведут к изменению его поведения и его отношения к другим людям.

На пятой ступени в возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться образ «Я». Это время, когда ребенок начинает узнавать то, чего от него ожидают родители, родственники, учителя и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между «Я - хороший» и «Я - плохой». В целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей.

Шестая стадия (между 6 и 12 годами) характеризуется осознанным рациональным управлением собой. Индивид на стадии использует абстрактную аргументацию и применяет логику для разрешения повседневных проблем, но ребенок на этой стадии еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым. Скорее, он догматично полагает, что его семья, группа ровесников, религия, учителя и так далее всегда правы. Эта стадия развития самости отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

На седьмой стадии в подростково - юношеском возрасте происходит оформление «Я - концепции» целостного чувства «Я». Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл. В этом суть данной стадии. Однако и в зрелом возрасте это стремление развивалось потому, что развертывается новый этап поиска самоидентичности, нового самосознания.[8;276]

Остановимся подробнее на 7 стадии формирования «Я - концепции», так как именно в возрасте 17 - 19 лет вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение, поскольку приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности. Происходит профессиональное самоопределение. Это заставляет серьезнее задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию у юноши самосознания.[5;278]

В юношеском возрасте Я - концепция, с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой - претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации Я - концепции, в частности к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности. В- третьих, требования, исходящие от социальной среды (родителей, учителей, сверстников) - могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т.д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на Я - концепцию в пору юности.

Таким образом, развитие самосознания проходит ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести для юноши все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.[12;637]