ВВЕДЕНИЕ
агрессия психология исследование
В данной работе я хотела бы показать современное состояние и методику исследований проблемы агрессивного поведения человека. Эта проблема уже длительное время привлекает к себе внимание многих ученых во многих странах мира. Немало трудов уже написано на данную тему, а с ростом агрессивности человека в мире, изучение этой проблемы становится более глобальным.
Из-за сложившейся нестабильной ситуации в стране и экономического кризиса уровень жизни населения резко снизился. У людей многие неприятности происходят связи с работой: не выплачиваются зарплаты, резко сокращают, нет стимула работать. Многие не имеют возможности зарабатывать деньги на проживание, а цены все растут и растут. Людям просто не на что существовать.
Все это естественно отражается на населении и их взаимоотношении. Люди стали раздражительными, агрессивными. Из-за неприятностей на работе они «срывают зло» на свих близких, что приводит к скандалам в семье, к напряженным отношениям, к разводам.
Во всех источниках массовой информации постоянно сообщают о различных актах агрессии или насилия. Статистика свидетельствует о том, что насилие в мире процветает. С каждым годом увеличивается число террористов во всем мире. В различных странах вспыхивают войны. В настоящее время многие государства имеют различные виды оружия, которыми возможно смести с лица Земли все живое. Все это может привести к глобальной катастрофе.
В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликты относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество.
Объект исследования: агрессивное поведение человека
Предмет исследования: исследование закономерностей и механизмов агрессивного поведения человека
Цель исследования: выявление общих закономерностей и механизмов агрессивного поведения человека.
В данном исследовании выдвигается гипотеза - общая агрессивность в группе, находится в прямой зависимости от уровня социометрических статусов в группе. Чем больше уровень социометрических статусов в группе, тем больше положительных взаимосвязей, тем меньше проявление агрессивности в данной группе.
Задачи исследования:
1) Теоретическое исследование проблемы на основе литературных трудов З. Фрейда, К. Лоренца, Д. Долларда, А. Бандуры, Л. Берковица и др.
2) Обозначить основные характеристики агрессивного поведения
3) Рассмотреть особенности агрессивного поведения
4) Проанализировать взаимоотношения студентов в группе
5) Изучить взаимосвязь агрессивного поведения и социометрического статуса в группе
Методы исследования:
- изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
- Диагностика склонности к агрессии (BPAQ-24) методика А. Басса, М. Перри;
- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено.
Характеристика выборки исследования: эмпирическое исследование проводилось в Москве в 2009 г., в исследовании приняли участие 11 студентов 4 курса очного отделения факультета аэрокосмический Московского авиационного института, в возрасте от 22 до 26 лет.
А так же 15 студентов 4 курса очного отделения факультета пищевой биотехнологии Московского государственного университета прикладной ?биотехнологии, в возрасте от 22 до 26 лет.
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Понятие «агрессии»
- Глава 2. Основные теоретические подходы к проблеме агрессии
- 2.1 Агрессия как целесообразный инстинкт - теория З. Фрейда
- 2.2.Этологический подход - теория К. Лоренца
- 2.3 Теория агрессии А. Бассе
- 2.4 Агрессия как зло - теория Э. Фромма
- 2.5 Теория фрустрационной агрессивности Дж. Долларда и Н. Миллера
- 2.6 Теория посылов к агрессии Л. Берковица
- 2.7 Теория социального научения А. Бандуры
- 2.8 Когнитивные теории
- 2.8.1 Когнитивная теория Д. Зильманна
- 2.8.2 Модель образования новых когнитивных связей Л. Берковица
- Глава 3. Агрессия в жизни Человека
- 3.1 Становление агрессивного поведения
- 3.1.2 Семейные взаимоотношения
- 3.1.2 Отношения со сверстниками
- 3.1.3 Модели агрессии в средствах массовой информации
- 3.2 Биологические факторы возникновения агрессии
- 3.3 Внешние детерминанты агрессии
- 3.4 Социальные детерминанты агрессии