logo
Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

Введение

В психологии под способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности. По мнению К.К. Платонова, «способности -- это те же свойства личности, но рассматриваемые в их соответствии с определенной деятельностью» Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. С. 134.. Более развернутое понятие способностей содержится в трудах другого известного психолога Б.М. Теплова, который выделил три главных признака способностей. «Во-первых, -- указывал он, -- под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем занятиям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» Теплов Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки ГНИИ психологии. М., 1941. Т. II. С 22--23..

Совокупность нескольких способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, заметно выделяющие его среди других лиц, свидетельствует о его особой одаренности. Высшим проявлением одаренности является талант, помогающий человеку творчески решать сложные задачи, создавать новое, находить оригинальные решения сложных проблем.

В психологии выделяют общие и специальные способности, которые имеют связь между собой. Общие способности обеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, которые проявляются в обучаемости индивида, и творческие способности, позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных условиях при значительном дефиците информации и времени.

В отличие от них, специальные способности помогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узко профессиональной деятельности. Можно назвать целый ряд таких специальных способностей. С психологической стороны это сенсорные, двигательные способности и т.п. С профессиональной точки зрения в качестве примера можно указать на музыкальные, художественные, математические способности и т.д.

Кроме того, в деятельности человека постоянно проявляются два уровня развития способностей.

Первый из них -- это репродуктивный уровень развития способностей, характеризующийся умением человека усваивать знания, овладевать навыками их применения в типовых условиях деятельности при решении стандартных задач.

И второй, более высокий уровень развития способностей -- творческий. Он проявляется в проблемных ситуациях, в умении находить оригинальные, нестандартные решения, создавать новое.

Способности проявляются во взаимодействии и функционировании систем, определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры. Таким образом, способность -- это свойство системы проявлять свою сущность при взаимодействии с другими системами.

Субстратом, материей способностей являются репрезентативные когнитивные структуры. Развитие репрезентативно-когнитивных структур зависит от задатков (определенных базовых морфофункциональных особенностей мозга). Для успешного выполнения разных видов деятельности нужны свои специфические системы репрезентативно-когнитивных структур. В то же время какие-то структуры могут быть использованы в разных видах деятельности -- такие структуры можно соотнести с понятием «общие способности».

Проблемам психологии способностей в нашей стране и за рубежом посвящено большое количество работ (Богоявленской Д.Б., Брушлинского А.В., Волковой Е.В., Горбачевой Е.И., Дружинина В.Н., Торренса Э.П., Туник Е.Е., Чуприковой Н.И. и многих других авторов).

Целью настоящей работы является анализ психодиагностических возможностей методики Торренса.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:

1) исследовать основные положения концепции креативности Э.П. Торренса;

2) выявить возможности практического применения методики Торренса;

3) рассмотреть особенности реализации методики Торренса на конкретных примерах.

Объект исследования - креативность и ее диагностика.

Предмет исследования - тест креативности Торренса.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.