Исследование взаимосвязи между креативностью и составляющими социально-психологической адаптированности подростков

дипломная работа

2.1 Понятие адаптации

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”.

Адаптация -- это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.[47;1]

Понятие адаптации - одно из основных в биологии. Это процесс, направленный на сохранение гомеостаза (состояния стабильности организма), суть которого в приспособлении организма к условиям среды.

Адаптация проявляется сразу же с момента возникновения организма и не прекращается ни на секунду. Она существует как на молекулярном уровне, так и на уровне человеческого поведения.

В психологии существует теория, в соответствии с которой процесс физиологической адаптации состоит из трех фаз: нарушение гомеостаза, разрушение старой программы, формирование новой программы. Неполное прохождение этих трех фаз или "застревание" на второй фазе означает затрудненную или, соответственно, неполную адаптацию. «Маркерами» этого состояния могут быть такие признаки, как повышенное реагирование на любые нагрузки, ухудшение самочувствия или возобновление старых заболеваний.

В соответствии с существующей теорией, у каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план и программа поведения. У людей с высоким уровнем тревожности эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности.

Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации, который относится в равной степени и к животным, и к человеку.Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Референтными показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - все это факторы адаптированности личности.

В соответствии с существующей теорией, у каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план и программа поведения. У людей с высоким уровнем тревожности эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса :

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Существенным элементом процесса психической адаптации является тревога [15;43], которая определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Проявления тревоги отмечаются на различных уровнях психофизиологической организации, включая как эмоциональный, так и когнитивный, психовегетативный и двигательный.[15, 81] Тревога связана с восприятием угрозы, что обусловливает ее сигнальное, биологическое значение в качестве сигнала возможного неблагополучия и опасности. Целесообразность тревоги зависит от степени ее выраженности: адаптивное значение тревожности проявляется при умеренной выраженности тревожной реакции; в то же время тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптивного поведения. Аналогичные соотношения существуют и во временном аспекте: если в острой стрессовой ситуации тревожность является адаптивным процессом, по сути способом мобилизации защитных механизмов, то в условиях хронической психической напряженности тревожность трактуется уже как дезадаптивный процесс, приводящий к развитию психической или психосоматической патологии.[13; 59] Как указывает Ц.П. Короленко [45;12], при физиологической форме синдрома психоэмоционального напряжения тревога сочетается с активацией, при патологической - с депрессией и апатией. Н.Д. Левитов рассматривал тревогу как проявление эмоциональной неустойчивости, связанное с переживаниями опасения и нарушения покоя. Считается, что тревога лежит в основе любого психического нарушения [16; 48].

По выражению К. Хорни [45;20], «тревожность является тем мотором, который запускает невротический процесс и поддерживает его течение».

Тревожность закономерным образом возникает, как в тех случаях, когда индивид сталкивается с критическим, неодобрительным отношением окружающих, в частности воспринимаемым как угроза своему «Я», так и тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность и неэффективность в повседневной жизни. В то же самое время тревога представляет собой существенный элемент процесса психической адаптации. Тревожность занимает ключевые позиции в формировании синдрома психоэмоционального напряжения, являясь индикатором эмоционального напряжения. В структуре тревожности принято выделять две составляющие:

1) личностную тревожность как черту характера, обусловливающую готовность к тревожным реакциям и связанную с невротизмом и внушаемостью. Лица с более высоким уровнем личностной тревожности больше реагируют на стрессогенную ситуацию.

2) Ситуационную тревожность, или актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный момент.[16;117]

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности -- не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции -- тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога -- центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх -- тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы -- нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение -- вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния. Наоборот, облегчает адаптацию опыт человека, особенно в преодолении трудностей, хорошее здоровье и волевые качества.[13;158]

Делись добром ;)