Введение
В настоящее время психосоматическая проблема в психологической науке приобретает все большее значение. Реализация психосоматического подхода, понимаемого как изучение реальных соотношений проявления психической деятельности, физиологических особенностей и патологических состояний организма получило широкое распространение за рубежом и определенное развитие в отечественной психотерапевтической практике.
Речь идет о форме мышления, допускающего, что не только психические заболевания, но и такие психические факторы, как отрицательные эмоции, психическое напряжение, психическое утомление, тревога, депрессии и т.д. могут являться этиологическим фактором при некоторых висцеральных заболеваниях.
Отечественная медицина при изучении болезней исходит из признания единства соматического и психического, организма и личности во всей сложности их соотношений. И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев еще в конце XIX века указывали нервно-психических и соматических процессов и подчеркивали преобладание первых над вторыми. Это нашло отражение в созданной этими учеными теории невризма, то есть представления о том, что нервная система осуществляет управление всеми внешними и внутренними процессами организма человека.
На единство психического и соматического указывают и многие современные отечественные исследователи: Г.В. Морозов, В.Н. Мясищев, М.С. Лебединский, В.Д. Карвасарский и др.
На данном этапе психосоматическая медицина пытается решить три важных вопроса:
1. Вопрос о триггерном "пусковом" механизме патологического процесса и начальной стадии его развития;
2. Вопрос о том, почему один и тот же сверх сильный раздражитель у одного человека вызывает ярко выраженную эмоциональную реакцию и комплекс специфических вегето-висцеральных сдвигов, а у других людей эти сдвиги отсутствуют;
3. Вопрос о том, почему психическая травма у одних людей вызывает заболевание сердечно-сосудистой системы, у других - пищеварительного аппарата, у третьих дыхательной системы, у четвертых - эндокринной системы и др [16, с.216].
Стиль питания есть отражение эмоциональных потребностей и душевного состояния человека. В первое время нашего существования прием пищи - основная жизненная функция. Удовлетворение голода вызывает ощущение защищенности и хорошего самочувствия. Во время кормления ребенок ощущает утешение телесного неблагополучия. Кожный контакт с теплым, мягким материнским телом при питании дарит младенцу ощущение того, что он любим. Кроме этого, он губами и языком ощущает сосание материнской груди как нечто приятное. Сосанием большого пальца руки ребенок пытается позднее повторить этот приятный опыт. Таким образом, в переживании младенца остаются нераздельными чувства сытости, защищенности и любви.
Клиническое нарушение восприятия своего тела сопровождается явно выраженной депрессивной симптоматикой или социальной фобией. На фоне клинического нарушения восприятия своего тела развиваются тяжелые психосоматические нарушения питания, такие как булимия и нервная анорексия.
Цель нашего исследования: психосоциальных аспектов расстройств пищевого поведения.
Объект исследования: нервная анорексия.
Предмет исследования: психологические особенности женщин, страдающих нервной анорексией.
Задачи:
1. Изучение имеющихся теоретических подходов к данной проблеме.
2. Подбор методик с целью эмпирического исследования проблемы.
3. Проведение психологического обследования здоровых женщин и женщин, имеющих расстройство пищевого поведения.
4. Выявление психологических особенностей женщин, страдающих нервной анорексией.
Гипотеза:
Основная: существуют психологические особенности женщин, страдающих нервной анорексией.
Вспомогательные:
1) У женщин, страдающих нервной анорексией в структуре самоотношения преобладают самоценность, самообвинение, при очень низкой самопривязанности.
2) У женщин, страдающих нервной анорекией данной выборки положительное эмоциональное отношение вызывают красота, утонченность, идеальная фигура, а отрицательное отношение вызывают вина, полная женщина, гнев.
3) Женщины, страдающие нервной анорексией данной выборки более склонны к плохой ориентации в собственных эмоциях, их отличает скудость воображения, стереотипность мышления с дефицитом мышления образного.
4) У женщин, страдающих нервной анорексией данной выборки имеет место равномерно пониженная актуальная самооценка. Имеет место повышение удовлетворенности собой за счет компенсаторного понижения высоты идеальной самооценки.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;
2. Анализ медицинской документации;
3. Психодиагностические методики:
· Тест "Методика исследования самоотношения",
· Цветовой тест отношений (ЦТО),
· Методика Кроуна-Марлоу "Социальной желательности шкала",
· Тест "Ценностные ориентации" (Рокич),
· Тест "Потребность в достижении",
· Методика на выявление уровня самооценки (Дембо-Рубинштейн),
· Тест "Форма тела" (Бескова),
4. Для математического анализа данных использовалась программа SPSS.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она расширяет и углубляет имеющиеся представления о психосоциальных аспектах расстройств пищевого поведения.
Практическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследования позволяет выделить некоторые психологические особенности женщин, страдающих нервной анорексией.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов и списка литературы.
булемия анорексия психосоциальный аспект
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к проблеме психосоциальных аспектов расстройств пищевого поведения
- 1.1 Психосоматический поход к проблеме психологических особенностей женщин с проблемной кожей
- 1.2 Особенности личности больных нервной анорексией
- 1.3 Особенности личности больных булемией
- Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования
- 2.1 Этапы исследования
- 2.2 Описание выборки
- 2.3 Методы исследования
- Глава 3. Анализ результатов исследования
- 3.1 Сравнительный анализ результатов исследования больных нервной анорексией, булимией и контрольной группы
- 3.1.1 Сравнительный анализ показателей самоотношения
- 3.1.2 Сравнительный анализ показателей эмоционального отношения
- 3.1.3 Сравнительный анализ показателей социальной желательности поведения
- 3.1.4 Сравнительный анализ показателей ценностных ориентаций