logo
Анализ работы Вертгеймера "Продуктивное мышление"

1. Основные этапы жизни и деятельности М. Вертгеймера

Макс Вертгеймер (1880-1943) - немецко-американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии, военной и юридической психологии, философии и теории психологии. Основатель гештальтпсихологии. Образование получил в разных университетах: в Карловском университете (Прага) изучал юриспруденцию и философию, затем стал изучать психологию, посещая лекции Х. Эренфельса; вместе с К. Штумпфом занимался музыкой, философией и психологией в Берлинском университете. В 1904 г. в Вюрцбургском университете под руководством О. Кюльпе защитил докторскую диссертацию по психологии.

Профессиональную деятельность начал в Берлинском психологическом институте (1916-1929). С 1929 по 1933 - профессор Франкфуртского университета. Работал также в университетах Праги, Вены, Берлина. В 1921 г. вместе с К. Коффкой и В. Келером основал журнал "Psychologische Forschung". Награжден почетным знаком Вильгельма Вундта.

В 1934 г. Макс Вертгеймер эмигрировал в США, где работал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (профессор, 1934-1943), преподавал и писал о социальных ценностях, истине и этике гештальта. Основным вкладом Макса Вертгеймера стала демонстрация фи-(phi)-феномена - оптической иллюзии движения двух неподвижных источников света (1912).

В этом своем знаменитом экспериментальном исследовании кажущегося движения (считающимся "началом" гештальтпсихологии как направления), Вертгеймер подверг экспериментальной и теоретической критике теории восприятия, базировавшиеся на принципе элементаризма. Для объяснения феномена кажущегося движения и других явлений целостности восприятия он использовал принцип изоморфизма "физиологического и психического", поскольку, по его мнению, кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое "короткое замыкание". Фи-феномен в гештальтпсихологии впоследствии служил доказательством того, что переживание (в данном случае восприятие движения) не является простой суммой факторов и потому для понимания мыслей и действий человека нельзя изучать их вне целостности как отдельные элементы. В. объединил свои взгляды в "законе точности", который включал в себя такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия. Он полагал, что эти явления воспринимаются в основном потому, что сознание навязывает ощущениям определенные организационные принципы.

С 1920-х гг. В. стал заниматься проблемами творческого мышления. Анализируя не столько результаты мышления в виде целостных гештальтов, сколько процессуальную сторону мышления, его стадии, пользовался (как и его младший коллега К. Дункер) не феноменологическим самонаблюдением (как ранее в работах по восприятию), а методом "рассуждения вслух" в диалоге с экспериментатором. Это означало выход исследования не только за рамки гештальтпсихологии, но и за рамки классического понимания объективного исследования в психологии. Многие введенные при этом Вертгеймером понятия аналогичны таковым в деятельностном подходе к анализу мышления в школе А.Н. Леонтьева, например, "переносу", "операциональному значению" и др. При этом из работ Вертгеймера исчезают различные физиологические аналогии для объяснения собственно психологических закономерностей. Хотя исследования Вертгеймера в этой области, опубликованные по большей части после его смерти, и получили определенную разработку в различных вариантах проблемного обучения, в педагогической психологии, они еще не в полной мере по достоинству оценены. Макс Вертгеймер известен также своими работами в области музыкального восприятия, психологии "примитивных народов", разработками психологического "детектора лжи" и др. В русском переводе издана книга Вертгеймера "Продуктивное мышление", М., 1987.

Таким образом, Макс Вертгеймер по праву считается одним из основоположников гещтальтпсихологии, выдающимся специалистом в экспериментальной, юридической психологии. Кроме того, он является человеком очень разносторонне развитым, о чем свидетельствуют его работы в области музыкального восприятия, проблемного обучения в педагогике.