Введение
Актуальность исследования механизма выдвижения лидера в группе, в процессе решения конкретной ситуации, имеет важное значение в современных рыночных условиях функционирования организации, т.к. способствует эффективному решению задач в сфере управления персоналом. Полученные, в ходе наблюдения за работой группы по решению практической ситуации (кейса), данные могут использоваться руководством фирмы как основа для принятия решения об отборе кандидатов на управленческие должности и формирования резерва руководителей. Кроме этого, полученные данные более подробно опишут закономерности и механизмы развития малых групп и предоставят новые возможности управления группами.
На год работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) Сделан анализ литературных источников, описывающих механизмы выдвижения лидеров, предложенных отечественными и зарубежными авторами.
2) Изучено содержание понятия конкретная ситуация (кейс) и разработан (написан) кейс для его последующего решения группой.
3) Проведено исследование учебных групп при помощи методик, которые позволили определить основной механизм выдвижения лидера в учебной группе, а также произведена интерпретация полученных данных и сделан, основываясь на результатах, вывод о том, какой механизм выдвижения лидера в учебной группе является основным, ведущим.
Целью нашего исследования является анализ работы учебной группы по поиску решения кейса, вычленение механизмов выдвижения лидера в группе в этом процессе, а также выделение и обоснование основного, ведущего механизма.
Объектом нашего исследования является учебная (тренинговая) группа.
Исследование проводилось на учебных группах в моменты решения ее конкретных ситуаций - кейсов. В качестве учебных групп были выбраны тренинговые группы. Участниками первой группы были руководители различных отделов и подразделений городской администрации. В состав второй группы входили молодые специалисты, работающие в ООО "КраМЗ" и ОАО "КраМЗ", выдвинутые в оперативный и перспективный резерв на руководящие должности.
В ходе работы, нами были выделены такие характеристики этих учебных групп как "лабораторность", "временность", "выборность".
Предметом нашего исследования являются механизмы выдвижения лидера в группе при решении конкретной задачи.
В ходе работы, на основе анализа литературных источников, а также динамических процессов, протекающих в малой группе, нами выделены возможные механизмы выдвижения члена группы в позицию лидера. Так, по нашему мнению, тот или иной член группы может выдвигаться в позицию лидера на основе разрешения внутригрупповых противоречий и на основе механизма идиосинкразического кредита. Кроме предложенных нами механизмов, в работе рассматривается и механизм выдвижения лидера в группе, предложенный Кричевским Р.Л., - механизм ценностного обмена.
На основе проведенного нами анализа механизмов выдвижения лидера в группе мы пришли к выводу, что механизмы идиосинкразического кредита и разрешения внутри групповых противоречий свойственны только для малых групп с уже сформированной структурой, т.е. существующих длительный период времени. Как мы уже говорили, в нашем случае рассматривается временная группа, время ее существования ограничивается периодом решения кейса. И, т.к. в реальных жизненных условиях эта группа не существует, а ее участники не знакомые, либо мало знакомые друг другу люди, то говорить о сформированности структуры группы невозможно. Основываясь на этих рассуждениях, нами была выдвинута гипотеза:
Гипотеза: ведущим механизмом выдвижения лидера в группе при решении конкретной ситуации (кейса) является механизм ценностного обмена - обмен осуществляется между статусом члена в группе и его компетентностью (наибольшим вкладом в решение групповой задачи), реализуемой в ходе решения задачи.
В своем исследовании мы использовали следующие методы и методики:
· включенное наблюдение. Этот метод нами выбран в силу того, что позволяет фиксировать все внешние проявления жизни группы. Поскольку для нашего исследования необходимо выявить механизмы групповой динамики и на их основе выделить ведущий механизм выдвижения индивида в позицию лидера, которые могут проявляться во взаимодействии членов группы и могут быть зафиксированы в наблюдении.
· Социометрия и референтометрия являются стандартными тестами в случае исследования малых групп, просты и экономичны.
· Анализ сочинений и интервью - эти методики позволили получить информацию о ценностных представлениях членов группы и об изменениях происходящих в структуре группы, непосредственно от самих членов группы.
· Статистический анализ.
Результаты, полученные нами в ходе проведенного исследования, подтвердили гипотезу о том, что ведущим механизмом выдвижения лидера в группе, при решении конкретной ситуации (кейса), является механизм ценностного обмена. Обмен осуществляется между статусом члена в группе и его компетентностью (наибольшим вкладом в решение групповой задачи) реализуемой в ходе решения задачи.
Мы говорим о том, что механизм ценностного обмена является ведущим, т.к. в ходе исследования нами была зафиксирована динамика лидерства. Первоначально выдвижение одного из членов группы в позицию лидера связано с демонстрацией им наиболее высокой внешней активности.
В дальнейшем, в процессе группового взаимодействия, происходит смена лидера. Смена лидера связана с тем, что выдвижение лидера на основе демонстрации и наиболее высокой активности, не способствует достижению групповой цели - решению конкретной ситуации. Механизмом выдвижения нового лидера является механизм ценностного обмена. Суть ценностного обмена состоит в обмене между компетентностью индивида, реализуемой в ходе решения групповой задачи, и статусом, которым наделяют его "за это" члены группы.
Не малый интерес для дальнейшей работы представляет и выявленный нами феномен "искаженного восприятия". Феномен проявляется в том, что "подчиненные" склонны оценивать "начальников" как лидеров группы, внесших наибольший вклад в решение задачи, их же они оценивать как наиболее компетентных. Оценки "подчиненных" идут в разрез с общегрупповыми оценками.
Так же основываясь на результатах проведенного нами исследования, мы сделали предположение о правомерности использования социометрии как самостоятельного инструмента для определения лидера в учебных группах опосредованных решением конкретной ситуации. Но это только предположение, которое требует дальнейшего изучения.
- Введение
- 1. Основные концепции лидерства
- 1.1 Теория черт
- 1.2 Ситуативная теория
- 1.3 Системная теория
- 2. Определение кейса и его специфики
- 3. Понятие учебной группы
- 4. Механизмы выдвижения в позицию лидера
- 5. Исследование механизмов выдвижения лидера в учебной группе при решении конкретной ситуации (кейса)
- 6. Ход исследования и полученные результаты