logo
Исследование особенностей восприятия образа молодежной субкультуры эмо

1.2 Этапы жизни субкультур

Процесс жизни субкультуры можно условно разбить на следующие стадии:

1. Зарождение. На этом этапе появляются первые последователи субкультуры, как правило, увлеченные общими идеями и группирующиеся вокруг нового малоизвестного музыкального направления, часто зародившегося в рамках другой субкультуры.

2. Формирование. На этом этапе окончательно формируется идеология субкультуры, которая может иметь общие черты с другими субкультурами, но всегда имеет что-то свое, отличающее данное движение от других. Музыкальное направление, вокруг которого зародилась субкультура, переживает интенсивное развитие и становится известным широкой публике. Субкультура приобретает собственный стиль и атрибутику, которые могут включать в себя не только внешний облик, но и поведение.

3. Популяризация. Стремительный рост количества увлеченных данной субкультурой людей, в основном за счет позеров (индивидуумов, причисляющих себя к некоторой субкультуре, однако способных лишь перенять её внешние отличительные признаки). Из-за этого о субкультуре узнают массы. Несмотря на неприятие людьми нового движения, его идеи проникают в сознание масс и со временем элементы субкультуры становятся частью массовой культуры (мейнстрима).

4. Спад. Позерская часть субкультуры растворяется в мейнстриме и фактически становится его частью, тем самым оказывая влияние на культуру всего общества.Идейная же часть остается в том виде, что была на ранних стадиях и снова становится уделом немногих посвященных. Как правило, это сопровождается ослаблением тех социальных противоречий, которые способствовали появлению субкультуры.

Надо сказать, что не все субкультуры проходят все четыре этапа целиком. Многие, особенно исповедующие праворадикальные взгляды, задерживаются где-то в районе второй - третьей фазы (это, прежде всего относится к наци скинхедам). Некоторые субкультуры, имеющие частью своей идеологии неприятие коммерции и отказ от мейнстрима, останавливаются на второй стадии и ведут андеграундное существование (хардкор). Также очень важно то, что третья фаза является ключевой в жизни субкультуры. Массовость приводит к резкой активизации взаимной культурной диффузии между субкультурой и культурой того общества, где наблюдается всплеск ее популярности. Часто продуктом жесткого антагонизма этих культур являются говнари (крайняя степень позерства). Кроме этого, популярность способствует отчуждению от субкультуры ее основы. Последней очень тяжело в психологическом плане отвечать за позеров, чьи действия далеко не всегда соответствуют исконным идеям движения. Это ведет не только к размыванию основной идеи субкультуры, но и чревато фактическим замещением основы субкультуры говнарями с последующей деградацией и развалом всего движения.

Являются ли третий и четвертый этапы неизбежно губительными для субкультуры - вопрос спорный. С одной стороны, без них движение вполне могло бы вести себе спокойную жизнь, не подвергаясь надругательству и сохраняя идейную чистоту. С другой, без этих стадий идеи движения так и останутся достоянием узкой группы единомышленников и любителей непопулярной музыки (3).