Анализ содержательной валидности тестов измерения темперамента (на примере опросника Я. Стреляу, опросника (EPI) Г. Айзенка)

курсовая работа

Введение

валидность темперамент тест

Актуальность темы. Интерес к проблеме темперамента появился более двух с половиной тысяч лет назад и актуален в настоящее время. Он был вызван бесспорностью существования индивидуальных различий, которые предопределялись особенностями биологического и физиологического строения и формирования организма, равно как спецификой социального развития, своеобразием социальных контактов и связей.

В своих трудах Д. Кейрси писал, что «темперамент - это свойство, придающее неповторимое своеобразие всем проявлениям личности, позволяющее выделить индивидуальность и подчеркнуть Самость, то есть то, что отличает каждого человека от других. Темперамент представляет собой некий универсальный регулятор, подстраивающий и приспосабливающий свойства воспринимающего организма согласно свойствам поступающей информации, изменяющей и придающей личную окраску всему многообразию внешних воздействий» [6, 28].

Темперамент и характер человека определяют как его характерные реакции на обстоятельства жизни, так и реакции окружающих на его поведение. Формирование характера человека во многом зависит от темперамента. Знание типа темперамента и умение определить тип и свойства темперамента у конкретного человека или группы людей способствует нахождению подхода к человеку и лучшему построению отношений с ним и в коллективе.

Несмотря на то, что предпринимались многократные и непрерывные попытки изучить проблему темперамента, все еще эта задача причисляется к разряду неоднозначных и окончательно не решенных проблем современной психологической науки. На сегодняшний день имеется много подходов к исследованию темперамента. Впрочем, при всем существующем многообразии подходов, большая часть исследователей признает, что темперамент - это биологическая основа, на которой строится личность как социальное существо, а свойства личности, определенные темпераментом, являются преимущественно постоянными и устойчивыми.

Исходя из этого, были определены цель и задачи исследования.

Цель исследования - провести анализ содержательной валидности тестов измерения темперамента (на примере опросника Я. Стреляу, опросника (EPI) Г. Айзенка).

Объектом исследования является содержательная валидность

Предмет исследования - определение содержательной валидности тестов измерения темперамента.

Гипотеза: Тесты измерения темперамента (на примере опросника Я. Стреляу, опросника (EPI) Г. Айзенка) обладают содержательной валидностью.

Задачами исследования являются:

1. Охарактеризовать понятие валидности в психологическом обследовании;

2. Подобрать методики исследования темперамента.

3. Провести практическое исследование диагностики темперамента

4. Проанализировать результаты полученных данных.

5. Сформулировать выводы по работе.

В ходе исследования мною были использованы следующие методы:

1. Темпинг-тест.

2. Методика Айзенка «Определение типа темперамента (тест-опросник Айзенка).

3. Методика определения акцентуации характера по методу Шмишека.

4. Профессиональная методика определения темперамента (компьютерный вариант) по методу интегральной диагностики.

5. Методика диагностики темперамента Я. Стреляу по опроснику для изучения темперамента Я. Стреляу.

Новизна исследования состоит в том, что темперамент оказывает сильное влияние на характер человека, на его поведение, а также на общую работоспособность. Именно поэтому изучение типов темперамента, их влияния на деятельность, оказывается не только полезным, но и необходимым в современных условиях.

База исследования: Исследования проводим на группе людей в возрасте от 25 до 40 лет.

Делись добром ;)