2.1 Схема исследования, участники исследования
Исследования проводим на группе людей в возрасте от 25 до 40 лет. Испытуемым предлагалось ответить на вопросы нескольких тестов, результаты записывались. Проводились исследования в разное время, и их целью было определение типа нервной системы и типа темперамента. По результатам всех тестов должен был не только выделиться один, наиболее характерный тип темперамента, но и второстепенные, черты которого так же присутствуют в характере человека. Кроме того проводилось исследование характеристических особенностей личности.
Целью проведения всех тестов является определение типа темперамента испытуемых.
В качестве испытуемых выступают:
1. Жарова С.П. специалист по подбору кадров, 25 лет.
2. Тихомиров Г.О. менеджер, 33 года.
3. Степанова Л.А. бухгалтер, 40 лет.
Объект исследования - личность человека.
Предмет исследования - тип темперамента испытуемых.
Наша исходная точка зрения заключается в следующем. Так как психика - свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента - это их обусловленность свойствами нервной системы.
В основу практического исследования в данной работе положим следующую гипотезу: у человека содержатся черты присущие различным темпераментам. Преобладающий тип получается при сопоставлении черт четырех типов темперамента.
Один из наиболее надежных методических путей психологического исследования заключается в систематическом сопоставлении и координации физиологического и психологического исследований. С этой целью испытуемым были предложены несколько тестов.
В ходе исследования было проведено пять тестов. Проводились исследования в разное время, и их целью было определение типа нервной системы и типа темперамента, а так же определение характеристических черт. Для исследования были выбраны темпинг-тест, тест-опросник Айзенка, методика определения акцентуации характера по методу Шмишека, профессиональная методика определения темперамента (компьютерный вариант) по методу интегральной диагностики, опросник для изучения темперамента Я. Стреляу [30, 98]
Темперамент оказывает сильное влияние на характер человека, на его поведение, а также на общую работоспособность. Именно поэтому изучение типов темперамента, их влияния на деятельность, оказывается не только полезным, но и необходимым.
- Введение
- Глава 1. Содержательная валидность тестов измерения темперамента как психодиагностическая проблема
- 1.1 Понятие «валидность» теста
- 1.2 Виды валидности теста. Способы определения валидности
- 1.3 Тесты измерения темперамента. Общая характеристика
- 1.3.1 Отечественные концепции темперамента
- 1.3.2 Зарубежные концепции темперамента
- Глава 2. Практическое исследование содержательной валидности тестов измерения темперамента
- 2.1 Схема исследования, участники исследования
- 2.2 Методики исследования
- 2.3 Анализ содержательной валидности тестов измерения темперамента
- Заключение
- 4. Тесты - опросники могут быть классифицированы на группы:
- Стандартизированные самоотчеты (опросники)
- Вопрос 2. Психодиагностика личностных черт (тест-опросники и субъективное шкалирование)
- Обзор айзенка личностный опросник
- 3. Факторная валидность
- Личностные опросники Айзенка. Описание диагностируемых типов.
- 3.3. Валидность тестов
- 6. Личностные опросники Айзенка
- Практическое занятие по теме «Темперамент».