logo
Анализ стратегического конфликта

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Новые требования, которые сегодня предъявляются в обществе к личности, нашли отражение в новых образовательных стандартах обучения, которые, в свою очередь, обострили интерес к развитию компетентности в общении у младшего школьника.

  • Очевидно, что ребенок не рождается с умением общаться и сотрудничать с другими людьми, поэтому современная психологическая наука обращается к анализу детерминант поведения в конфликте как сложной ситуации взаимодействия. [14]
  • Межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между младшими школьниками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
  • Конфликтность проявляется на поведенческом уровне. Поведение в конфликте, согласно мнению Н.И. Леонова, мы рассматриваем как относи-тельно устойчивую совокупность целей, осознаваемых или неосознаваемых личностью действий, операций и реакций, направленных на разрешение конфликта или на выход из него [15].
  • Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.[4, с. 5] Именно в общеобразо-вательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
  • Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
  • Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
  • В-третьих, именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека [4, с. 5].
  • Данная проблема сравнительно давно изучается за рубежом (Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Л.Козер, Б.Е.Робинсон, П.Скин, К.Флейк-Хобсон). В отечественной науке этот вопрос стал разрабатываться в последние десятилетия (Н.В.Гришина, А.С.Кармин, В.А.Лефевр, А.А.Рояк, Б.И.Хасан и др.). Тем не менее, изучению конфликтности младших школьников посвящено не так уж много исследований, каждое из которых имеет свой предмет научного интереса. Возможно, причина такой ситуации противоречии между ведущей деятельностью возраста - учебной и сферой отношений, в которой, собственно, и проявляются межличностные конфликты.
  • По проблеме проявлений конфликтности младших школьников и детерминант поведения в конфликте детей этого возраста авторы не имеют единого мнения.
  • Цель исследования: исследование конфликтов в младшем подростковом возрасте.
  • Объект исследования: Объектом исследования выступают дети в возрасте 10-11 лет (4 класс), обучающиеся в МОУ «Средней общеобразовательной школе №17» города Котлас.
  • Предмет исследования: стратегии конфликтного поведения младших школьников.
  • Гипотеза: младшим школьникам более свойственна стратегия приспособления.
  • В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой исследования можно поставить следующие задачи:
  • 1) провести теоретический анализ по проблеме выбора стратегий конфликтного поведения младшими школьниками;
  • 2) определить стратегии конфликтного поведения младших школьников;
  • 3) анализ проявления стратегий конфликтного поведения младших школьников.
  • Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы составляет 20 наименований.
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ