Исследования влияния мелодических компонентов музыки на функциональное состояние человека

курсовая работа

4. Методы исследования влияния музыки на функциональное состояние

Для выделения конкретных фактов влияния того или иного стимула, науки предлагают широкий набор используемых аппаратных и теоретических методик, благодаря которым можно выделить особые показатели организма, специфические только для определенного типа реакций, что позволяет наиболее точно на данный момент трактовать те или иные отклики. Среди массы используемых методик наиболее актуальными являются методики с использованием средств фиксирования физиологических процессов в организме - ЭЭГ, МРТ, ЭКГ, ЭОГ. В исследовании восприятия музыки они широко используются для получения ключевых выводов о том или ином влиянии мелодии на состояние человека. На примере некоторых работ я покажу значимость этих методов в исследовании данной темы.

В исследованиях коррелятов особенностей реагирования на музыку разных стилей в контексте индивидуальных особенностей личности [2] экспериментально установлена взаимосвязь между уровнем экстраверсии, ситуативной тревожностью, ригидностью, агрессивностью, фрустрированностью и выбором музыкального стиля, на основе различия биоэлектрической активности коры. Показано, что изменения биоэлектрической активности мозга при восприятии музыки определяются не только ее стилем, но и индивидуально-типологическими особенностями человека. Изменения активности мозга при восприятии музыки, определяются индивидуальными особенностями личности, а также музыкальными стилями и их предпочтением.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс взаимодополняющих диагностических методов: «Личностный опросник» Г.Ю. Айзенка, «Шкала реактивной (ситуативной) и личности тревожности» и «Методика оценки свойств личности (тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности)» Ч.Д. Спилбергера -- Ю.Л. Ханина, «Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения» разработанная В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым, метод регистрации ЭЭГ с помощью автоматизированной системы «Энцефалан-131-10». Применялись следующие методы обработки эмпирических данных: спектральный анализ ЭЭГ, статистические методы обработки данных (оценка достоверности различий с помощью критерия Манна -- Уитни и расчет рангового коэффициента корреляции Ч.Э. Спирмена). Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием специального программного обеспечения (SPSS 15.0)

В исследовании принимали участие 40 человек -- студенты АлтГУ в возрасте 18-23 лет. Из испытуемых были выделены четыре группы по 10 человек: 1) предпочитают слушать рэп; 2) предпочитают клубную музыку; 3) предпочитают рок; 4) предпочитают поп-музыку. В выделенных группах студентов были исследованы уровни экстраверсии (Э), нейротизма (Н), личностной (ЛТ) и ситуативной (СТ) тревожности, фрустрированности (Ф), агрессивности (А) и ригидности (Р) Как видно из рисунков 1 и 2, первая группа (рэп) в среднем характеризуется достоверно (р?0,01) более высоким показателем экстраверсии (18,6±1,7) по сравнению со студентами, предпочитающими поп-музыку (13,8±1,3), и агрессии (55,6±9,3) по сравнению с группой предпочитающих слушать рок (43,8±6,3). Экстраверты отличаются открытостью, стремлением к ярким впечатлениям. Этим, по-видимому, объясняется значимость этой психологической особенности для любителей музыки. Вторая (клуб) и третья (рок) группы имели средние и ниже среднего уровни обозначенных психологических особенностей.

В других исследованиях установлено, что Пролонгированное воздействие классической музыки на функциональное состояние мозга у детей 4-5 лет проявляется в нарастании частоты альфа-ритма в спектре ЭЭГ, повышении общей спектральной мощности, увеличении внутри- и межполушарной когерентности. Отмечается выраженное и стабильное улучшение протекания познавательных психических процессов, сглаживание 11 сезонных колебаний умственной работоспособности и резких её изменений в течение дня. У молодых людей выявлено нарастание интегративной функции мозга, улучшение функций внимания и памяти, повышение невербального интеллекта и продуктивности умственной работы. [16]

Делись добром ;)