logo
Анализ супружеских взаимоотношений молодой семьи

1.1 Понятие молодой семьи

Семья - это социальная группа, состоящая из мужчины и женщины, состоящие в браке, их детей (собственных или приемных) и других лиц, объединенных родственными связями с супругами, кровных родственников и осуществляет свою жизнедеятельность на основе общего экономического, бытового, морально-психологического уклада, взаимной ответственности, воспитание детей. Обозова объясняет это понятие следующим образом. Семья - это объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, объединение, основанное на браке или кровном родстве.

Семья является одним из главных институтов в социальной структуре общества, а брачно-семейный состав населения - социльно-демографической "базой" человеческого развития. Семья - это первоисточник познания и формирования культуры поведения, безоговорочное утверждение большого опыта предыдущих поколений, а отсюда - толерантного отношения друг к другу, путь каждой личности к самореализации. Семья является первичной и основной ячейкой общества. Семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности. Супруги считаются семьей и тогда, когда жена и муж в связи с учебой, работой, лечением, необходимостью ухода за родителями, детьми и по другим уважительным причинам не проживают совместно. Ребенок принадлежит к семье своих родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает. Права члена семьи имеет одинокое лицо. Семья создается на основании брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.

Итак, семья является одной из самых древних форм социальной общности людей. Через разнообразные каналы и с помощью полных механизмов она является связанным со всеми сферами деятельности человека. Изменяясь и развиваясь вместе с изменением и развитием общества, семья способствует решению многих важных как экономических так и социальных задач.

Любой человек в жизни сталкивается с ситуацией, когда удовлетворение его желаний и потребностей затруднено или блокировано. Состояние дефицита определяется как депривация. Депривация в семье - это такое состояние одного из членов, когда другие члены семьи не в состоянии (или не хотят) удовлетворять его потребности, что, в свою очередь, вызывает состояние психологического напряжения и часто может приводить к очень негативным последствиям как для самого члена семьи, так и для его окружения. [1,112]

Семья и брак как форма семейной организации являются сложными для изучения феноменом.

Исследователи отмечают, что в работах, посвященных проблемам брака и семьи, наблюдаются смешивания концепций и разногласия относительно критериев успешности, адаптивности и функциональности, а также приблизительность используемого категориального аппарата. С одной стороны, семья традиционно определяется через ее институциональные характеристики, с другой - исследователи акцентируют внимание на деинституциональному характере супружеских отношений. Это внутреннее противоречие затрудняет анализ и интерпретацию накопленных фактов, а также не позволяет определить четкие методологические позиции для рассмотрения супружеских отношений. Как отмечает В.А. Сысенко, С.В. Ковалев, Ю.Е. Алешина и И.Ю. Борисов исследователи зачастую не уточняют, о какой именно постась семьи говорится - социальный институт, малую группу или систему, которая порождает множество противоречий и не проясняет сути проблемы. Итак, мы предлагаем рассмотреть следующие подходы:

1. Институционально-кризисный подход к проблеме жизнедеятельности семьи и брака. Традиционно брак рассматривается не только как ответственность двух индивидуумов друг перед другом, но и как взаимная ответственность двух родов, сочетающиеся в новой семье. М.О. Косачева определяет семью как культурное сообщество людей, которых связывает единство жизненных ценностей, представлений, а также сходство позиции во взаимоотношениях с обществом и отдельными индивидами.

2. Трансформационный подход к проблеме жизнедеятельности семьи и брака: андрогинный модель, считает Л.А. Карцева. Брак как особая группа возникает на определенном уровне общественного развития и характеризуется комплементарность ролей супругов. Несмотря на стилевую разнообразие в рамках единобрачия, устойчивый гетеросексуальный союз считается естественной формой любовных отношений, а стремление быть "идеальным мужчиной" или "идеальной женщиной" - существенным компонентом личности. Взаимодействие маскулинного и фемининной начал в браке приводит к их взаимодополнения и единства. Женитьба позволяет мужчине войти в контакт с фемининных аспектом и гармонизировать его, а для женщины замужество является средством взаимодействия с маскулинным началом (этим, в частности, определяется необходимость поддержки "традиционных норм полоролевых характеристик").

В целом трансформационный подход позволяет подойти к оценке успешности функционирования института семьи на родинноцентричних началах, с точки зрения ее интересов как малой группы.

3. Семейно-центрированный подход к проблеме жизнедеятельности семьи и брака: социологизаторський направление. Исследование проблем семьи предполагает анализ как ее институциональной сущности, так и этапов прохождения конкретной семьей стадий жизненного цикла, реализации ею социальных и индивидуально-личностных функций. И если выполнение семьей социальных функций затруднено в силу пережитой обществом системного кризиса, то об индивидуально-личностные функции семьи этого сказать можна.В.А. Сысенко считает, что субъективная значимость семьи в условиях социальной аномии повысилась; в индивидуальном сознании она осталась единственной общностью, способной оказать помощь в преодолении социально-экономических и морально-психологических трудностей. [2,214]

Часто несколько больших и малых экономически слабых семей объединялись для совместного выполнения сложных и трудоемких работ в так называемые патронимии - группы, сохраняли и поддерживали хозяйственную, общественную и духовное единство.

В последние годы исследования семьи как социального института в контексте общесоциальных изменений осуществляются не так интенсивно, как в 50-60-е гг., в пору расцвета функционализма и эволюционизма. На сегодня все популярнее является микроисследования семьи, когда внутрисемейные переменные все чаще объясняются теми же внутрисемейных феноменами и процессами. Анализ семьи как малой группы, межличностных взаимодействий заслоняет другие отрасли социологического изучения семьи. Поэтому не случайно, что именно символический интеракционизм и подходы, примыкающих к нему, такие как Этнометодология, теория обмена, драматургический подход и др.., Представляют собой теоретико-методологическую основу многих исследований семьи В свою очередь, засилье интеракционизма с его взаимопроникновением личности и группы, а также личности и общества оставляет без внимания антагонизм между ними, извечное противостояние и конфликт между личностью как частью социума и обществом как целым.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института становится бессмысленным. Одновременно есть важные, крайне необходимые институты, вызванные к жизни потребностями, которые есть постоянно. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: семейные, экономические, политические, образовательные и религиозные.

Таким образом, в семье между ее членами существуют и идеологические, в частности правовые, отношения, а также моральные или религиозные. Формирование трудовых ресурсов, их распределение и перераспределение, квалификационное роста и производительности труда, а также миграция населения - все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И именно в семье обычно принимаются решения о том, куда молодому человеку пойти учиться, куда ехать на учебу или работу или никуда не ехать. Но все эти отношения отражаются в семье через особый психологический механизм, они основываются на чувствах любви, привязанности, родства, долга, ответственности между членами семьи. [3]