logo
Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией

1.2. Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способно-стей. Насколько она выражена - зависит от множества факторов. Пси-хологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Ранее нами [9] были рассмотрены ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость и адаптированность и тем самым спо-собствующие возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы социальной среды:

– факторы, поддерживающие самооценку;

– условия, способствующие самореализации;

– условия, способствующие адаптации;

– психологическая поддержка социального окружения (эмоцио-нальная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкрет-ная помощь в делах и т. п.).

Личностные факторы:

Отношения личности (в том числе к себе):

– оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуа-ции в целом;

– философское (иногда, ироничное) отношение к трудным си-туациям;

– уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое обще-ние;

– терпимость, принятие других такими, какие они есть;

– чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социаль-ной принадлежности;

– удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;

– достаточно высокая самооценка;

– согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-ре-ального и Я-идеального).

Сознание личности:

– вера (в разных ее формах - вера в достижимость поставлен-ных целей, религиозная вера, вера в общие цели);

Экзистенциальная определенность - понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;

– установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;

– осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Эмоции и чувства:

– доминирование стеничных позитивных эмоций;

– переживание успешности самореализации;

– эмоционально насыщение от межличностного взаимодейст-вия, переживание чувство сплоченности, единства.

Познание и опыт:

– понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнози-рования;

– рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуа-ции (отсутствие иррациональных суждений);

– адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;

– структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

Поведение и деятельность:

– активность в поведении и деятельности;

– использование эффективных способов преодоления трудно-стей.

В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое со-стояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влия-нии доминирующее состояние становится негативным (апатия, уны-ние, депрессивное состояние, тревога), а настроение сниженным, неус-тойчивым.

Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, спо-собствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению повышенного на-строения и поддержанию состояния адаптированности. Если же фак-торы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной под-держки, то все это способствует возникновению снижению настроения и появлению состояния дезадаптированности.

Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение - относительно устойчивый ком-понент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувст-вами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида) [9]. Именно настроение выступает тем звеном, че-рез которое сниженная из-за внешних или внутренних причин психо-логическая устойчивость обусловливает изменения в психическом со-стоянии в негативном направлении.

Выше были перечислены основные составляющие психологиче-ской устойчивости личности. Заметим, что они не охватывают всего базиса психологической устойчивости. В поддержании ее, так или иначе, участвуют все структуры личности. Так, например, на уровне темперамента свойствами, предрасполагающими к возникновению не-устойчивости, является повышенная эмоциональность, тревожность. Существенное влияние оказывает уровень развития волевых качеств.

Важная составляющая психологической устойчивости - позитив-ный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности.

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», частью какой-либо группы, осознавая принадлежность к которой, человек об-ретает опору в жизни. К таким группам можно отнести этнические группы, партии, церковные организации, профессиональные объедине-ния, неформальные объединения лиц близкого возраста, сходных ин-тересов. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но членство в них не всегда приводит к удовлетворению по-требности в психологической стабильности. Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какую-то провинность из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устой-чива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос становится для человека надежной группой поддержки [10].

Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достиже-ния социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной сте-пени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегу-ляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конст-руктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, незаменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутрилично-стные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Можно выделить индивидуальные особенности, в наибольшей степени предрасполагающие к снижению устойчивости:

– повышенная тревожность;

– гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрес-сия, направленная на себя;

– эмоциональная возбудимость, нестабильность;

– пессимистическое отношение к жизненной ситуации;

– замкнутость, закрытость.

Доминанты активности как опоры устойчивости

Выше было отмечено, что активность в поведении и деятельности является одним из основных внутренних факторов, определяющих психологическую устойчивость личности. Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникативная. Каж-дая доминанта существует одновременно и как определенная направ-ленность сознания. Более привычным понятием, объясняющим меха-низм той или иной направленности сознания, является установка как готовность, предрасположенность к определенному отношению, реа-гированию, интерпретации, поведению, деятельности. [11]

Можно выделить следующие виды направленности.

Направленность на познание и самопознание. Поглощенность са-мопознанием, познанием природы человека, саморазвитием. Она про-является в готовности повышать свою психологическую компетент-ность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции и т. п.

Направленность на деятельность: трудовую, общественную, спор-тивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности - убедительное свидетельство успешности самореализа-ции, они повышают самооценку и самоуважение. Кроме того, погло-щенность деятельностью способствует частым и длительным состоя-ниям вдохновения, т.е. делает это состояние устойчивым. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы пси-хики.

Интеракционная направленность - это направленность на межлич-ностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния.

Интеракционная доминанта имеет два подвида:

а) просоциальный;

б) асоциальный.

Просоциальная доминанта - это любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям. Этот вариант интеракционной доминанты конструктивен для развития самой личности и благоприятных межлич-ностных отношений.

Асоциальная интеракционная доминанта - это эгоизм, иждивенче-ство, манипуляция другим человеком или многими людьми, властво-вание без ответственности за судьбу других и стремления привести их к благу. Этот вариант интеракционной доминанты деструктивен для развития самой личности и межличностных отношений, которые у нее формируются с социальным окружением.

Для первого подвида характерно принятие самостоятельной цен-ности межличностного взаимодействия, поиск радости события, сопе-реживания, сотворчества вне связи с величиной достигнутых результа-тов.

Второй представляет собой манипулирование людьми, использо-вание их для доказательства самому себе и окружающим собственной значимости. Для человека, избравшего подобный способ поддержания собственной устойчивости, манипулирование самоценно. На этом пути психологическая устойчивость может быть разрушена необузданной страстью к власти или богатству - убедительному доказательству сво-его влияния. Такая страсть может и не возникнуть: манипулятор удов-летворится тем, что управляет немногими или всего лишь одним чело-веком. И этого может быть достаточно, чтобы отвлечь себя от ненуж-ного или тревожащего диалога с самим собой.

Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, - от-ветственность за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, неповторимость, уникальность.

Принимать на себя ответственность означает воспринимать себя как активную, сознательно действующую силу своей собственной жизни, способную принимать решения и отвечать за их последствия. Ответственность тесно связана с внутренней независимостью - следо-ванию своим убеждениям и своей иерархии ценностей без пренебре-жения мнением и убеждениями других и без их простого принятия.[12]

Рассмотренные доминанты активности не являются альтернатив-ными, взаимоисключающими. Это опоры устойчивости личности, ко-торые вполне могут сочетаться друг с другом. Чаще одна из них зани-мает в сознании центральное место. Акцент на одной опоре может да-вать устойчивость, но это несовершенная устойчивость: она может быть крепкой и длительной, но может быть и чревата возможностью возникновения личностной дисгармонии.

Три перечисленные доминанты активности конструктивны как опоры психологической устойчивости, поскольку поддерживают го-товность принимать на себя ответственность за собственную актив-ность. Неконструктивной следует признать магическую направлен-ность сознания. Сочетание конструктивных видов направленности способствует гармонизации личности и тем самым укрепляет ее устой-чивость.

Все рассмотренные выше опоры психологической устойчивости - вера, магическая направленность сознания, три доминанты активности - перестают быть опорами, если акцент на одной из них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгора-живает человека от других и неизбежно порождает внутриличностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам (неверным), агрессивному поведению. Заострение магиче-ской направленности сознания, дошедшее до фиксации, вызывает на-вязчивое ожидание того или иного проявления неких сил «иного мира», взращивает страх перед потусторонним, парализует волю, бло-кирует любое проявление самостоятельности. Если саморазвитие ста-новится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие сто-роны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей, продуктивной деятельности, приносить пользу обще-ству, каким-либо группам или отдельным людям. Увлеченность дея-тельностью перерастает в трудоголизм как вариант психологической зависимости - излишне сильной зависимости от успехов в деятельно-сти, а то и просто от возможности заниматься избранной деятельно-стью. Без нее жизнь теряет смысл. Просоциальная, альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка перехо-дит в патологическое влечение к власти, вызывающее дисгармонию или множество деструктивных изменений в личности.

Психологическая устойчивость как сопротивляемость

Достижение жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Чем более крупные (социально значимые) цели ставит личность, тем больше она встречает трудностей. Здесь есть и положи-тельный момент: преодоление сопровождается интенсивными пережи-ваниями самореализации. На пути преодоления всегда встречаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других лю-дей, интересы которых затрагиваются или ограничиваются в связи с активностью субъекта. Чем меньше у личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, тем более ограничены возможности достижения жиз-ненных целей. При возникновении трудной жизненной ситуации, вызывающей необходимость адаптивных перестроек, комплекс происходящих в ор-ганизме и личности изменений в наибольшей степени зависит от уровня личностной мобилизации. В систематизированном виде кар-тину изменений в организме и психике при столкновении с трудно-стями представим в виде таблицы (см. табл. 1).

Таблица 1. Состояния в ситуациях преодоления трудностей

Характери-стики

Мобилизация (уровень активности)

Недостаточная

Адекватная

Избыточная

Отношение к ситуации, доминирующий мотив

Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки

Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели

Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; часто принятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно

Ведущая характеристика состояния

Вялость; пониженная активация

Деятельное состояние; адекватная текущей ситуации активация

Азарт; высокая активация и высокое напряжение

Настроение

Сниженное настроение, уныние

Ровное настроение, бодрость

Неровное настроение, беспокойство

Энергетическая характеристика физиологических процессов

Сниженное расходование энергии или трата ее на торможение

Адекватное, устойчивое расходование энергии

Избыточное расходование энергии

Преобладающая фаза стресса

Фаза истощения

Фаза резистентности

Фаза мобилизации (фаза тревоги)

Поведение

Пассивное (капитуляция)

Активное организованное

Активное дезорганизованное

Вероятные последствия

Апатия или депрессивное состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону

Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией

Переутомление или астеническое состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону

При столкновении с трудностями обычно наблюдаются два основ-ных варианта реагирования: гиперстения, связанная с активной дея-тельностью (порой нецелесообразной, саморазрушающей), и гипосте-ния. В большинстве случаев проявляется тенденция к динамике от ги-перстенических состояний к гипостеническим. При недостаточной мо-билизации наступление фазы истощения может быть ускорено, потому что предыдущие фазы либо очень быстротечны и недостаточно развер-нуты, либо протекают в идеальном плане без соответствующего дея-тельностного, поведенческого выражения.

В отношении к ситуации и в доминирующем мотиве центральная роль принадлежит согласованности и соразмерности когнитивного и эмоционального компонентов отношения. Близость механизмов стрес-совых изменений в психике и невротических, предневротических рас-стройств достаточно известна. Сравнивая особенности целеполагания и его мотивационные детерминанты у здоровых лиц и больных невро-зами. Оказалось, что более высокий уровень общей мотивации у боль-ных неврозами образуется за счет эмоционального компонента. Пред-положим, что несоразмерность когнитивного и эмоционального ком-понентов становится одной из причин того, что мотивация избегания неудачи - ведущая при неврозах - не приводит к реальному избеганию конфликта, связанного с неудачей, как это обычно происходит у здо-ровых лиц. Кроме того, и мотивация достижения успеха при неврозах не способствует тому, чтобы была выбрана цель, соответствующая возможностям, так как эмоциональный компонент поддерживает прежний завышенный уровень цели (несмотря на неудачи).[13]

Большое значение имеет акцент на внешней активности (экстраак-тивности) или адаптивности. Довольно часто приходится сталкиваться с точкой зрения (не всегда высказываемую явно), в которой за средой признается большая активность, чем за субъектом. При таком взгляде человек в трудных ситуациях «отвечает на воздействия», «приспосаб-ливается», «выдерживает обрушившуюся нагрузку» и т. п. Экстраак-тивность и адаптацию не следует рассматривать как противоположные полюсы одной шкалы. Речь идет не об отрицании одного процесса другим. Они оба необходимы личности для существования и развития. Направление всей энергии на экстраактивность делает человека уязви-мым для воздействий среды, неизбежно ослабляет адаптивные меха-низмы.

Чрезмерный акцент на адаптации также неблагоприятен, по-скольку делает человека излишне зависимым от среды. В том и другом случае психологическая устойчивость снижена. Поддержание устойчи-вости предполагает сбалансированное сочетание экстраактивности и адаптации. При отказе от активности, направленной на предметную или социальную среду, уменьшается независимость человека от нее. Добавим, что адаптация необходима для психологической устойчиво-сти, но и сама успешная адаптация невозможна без достаточной пси-хологической устойчивости.

Важную роль во всей совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги заключается в том, что она сигнализирует о неопознанной опасности, побуждая к ее поиску и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на осуществ-ляемую деятельность, то активно-побуждающая функция тревоги мо-жет лежать в основе «беспорядочного поведения» или дезорганизую-щего влияния тревоги на деятельность.

Вероятный исход преодоления трудной ситуации, затрагивающей жизненные цели индивида, определен сложными взаимосвязями между ситуативным поведением и всем ходом самореализации личности. Один процесс находится под влиянием другого.

В том случае, если субъект не находит способов разрешения труд-ной ситуации, а жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую для него сторону, состояние становится настолько неблагоприятным, что наступают те или иные расстройства психики. Особой распростра-ненностью отличаются депрессивные и астенические состояния.

Зависимое поведение как следствие снижения устойчивости

Мы уже касались вопроса негативных последствий дефицита пси-хологической устойчивости. Заметим, что снижение психологической устойчивости увеличивает риск возникновения зависимости. Мы выде-ляем три основных группы психологических зависимостей: химиче-ская, однонаправленная (акцентуированная) активность, интеракцион-ная зависимость. Рассмотрим кратко причины установления того или иного вида зависимости.

Химическая зависимость возникает при выходе эмоциогенных со-бытий за границы оптимума - их дефиците или пресыщении. Понятно, что особо значимы положительные эмоции в плане их желательности и необходимости. Чем уже у данного человека границы оптимума (как индивидуальная характеристика), тем меньше психологическая устой-чивость. Психоактивный препарат (алкоголь, токсикант, наркотик) ог-лушает и, тем самым, снижает значимость событий при их пресыще-нии. Переключаясь на эйфорические переживания, отвлекаясь от акту-альных событий, индивид субъективно отдаляет их от себя, уменьшая число значимых событий. Психоактивное вещество может и порождать события, причем не только в крайней форме, т. е. в виде галлюцина-ций. Например, раскрепощение и расслабление в состоянии алкоголь-ного опьянения интенсифицирует общение, облегчает совершение по-ступков, находившихся под гнетом самоконтроля и т. п.

Однонаправленная (акцентированная) активность (поглощенность играми, сексом, трудоголизм) одной из причин имеет личностную дис-гармонию, а именно редуцированное личностное развитие и функцио-нирование в сфере духовного бытия, в направлении познания и само-познания, межличностного взаимодействия. Эта зависимость возни-кает как некоторый вариант компенсации, преувеличения ценности со-бытий, порождаемых в акцентированной активности (труде, игре, сексе), как попытка заслонить значение иных ценностей, не связанных с акцентированной активностью.

Поглощенность активностью означает увлеченность, страстность. Если поглощает работа, то хобби - иного увлечения - не надо. Хобби и работа сливаются. Еще раз заметим, что большая загруженность ра-ботой (по времени и затрачиваемым силам) может быть связана с раз-ной мотивацией. Например, с желанием заработать побольше денег, укрепить или поднять социальный статус. При нетворческом характере работы или слабой увлеченности ею поглощения не будет, не будет страстного увлечения и, соответственно, данная деятельность не ста-нет опорой устойчивости. Более того, она будет порождать эмоцио-нальное пресыщение, излишнее напряжение и желание снизить дис-комфорт.

Снижение самодостаточности, аутентичности при дефиците само-идентификации, ослаблении чувства социальной принадлежности к определенной, достаточно отчетливо очерченной группе - все это ус-ловия, предрасполагающие к интеракционной зависимости (например, от деструктивного культа; «роковая» влюбленность). Фрустрированная потребность принятия другими, недостаточный авторитет и уважение в значимом кругу, пониженное самоуважение подталкивают индивида к более глубокому погружению в интеракцию [14].