logo
Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией

1.3. Анализ существующих методик оценки устойчивости личности при ра-боте с конфиденциальной информацией

В психологии существуют различные методики оценки личности, такие как наблюдение, опрос, тестирование и проективные методики. Далее будем рассмат-ривать тестирование.

Методика "Выход из трудных жизненных ситуаций"

Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочи-тают «плыть по течению». Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжа-ются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. Чет-вертые поступают как-то по-другому. Этот опросник позволяет выявить домини-рующий у данного человека способ решения жизненных проблем. Методика "Вы-ход из трудных жизненных ситуаций" позволяет узнать насколько психологиче-ски адекватно человек будет реагировать на возникающие проблемы. Ее можно применять с целью выяснения насколько жизненные проблемы будут влиять на психологическое равновесие человека.

Методика диагностики межличностных отношений Лири

Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной ме-тодики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаи-мооценке.

При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наи-более часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе глав-ных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифферен-циала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом аме-риканскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелю-бие-агрессивность, эмоциональ-ность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизон-тальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определен-ным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказыва-ются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 ти-пов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсив-ности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение ка-кого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они груп-пируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обра-ботке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведе-ния людей, Т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается ука-зать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса- Дарки)

Слово "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широ-ком контексте и поэтому нуждается в серьезном" очищении" от целого ряда на-слоений и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному опреде-ляют агрессию и агрессивность:

– как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой террито-рии" (Лоренц, Ардри);

– как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждеб-ную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустра-цию (Маллер, Дуб, Доллар др).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризую-щееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой ак-тивности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребно-сти индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодейст-вует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обла-дать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивно-сти, ведомости, конформности и т .д. Чрезмерное развитие ее начинает опреде-лять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между аг-рессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии мо-жет не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достиже-ния и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противо-положны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструмен-тальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут прояв-ляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональ-ными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности про-гнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса- Дарки.

А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: " ... реакцию, раз-вивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против дру-гого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного со-противления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вы-мышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отно-шению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и наносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через как форму, так и через содержание словесных ответов.

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угры-зения совести.

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ос-лабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.