Анализ уровня развития и особенности сенсорно-перцептивной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью и возможные пути коррекции
Введение
Человек познает окружающий мир через зрение, слух, обоняние, осязание и другие психическое процессы. Набор сформированных образов хранится в памяти, составляет часть индивидуального опыта человека. Социальная среда, общество предъявляют ребёнку с проблемами в развитии требования, касающиеся умения адекватного восприятия и понимания мира, людей, их деятельности. А у школьников с интеллектуальной недостаточностью сенсорно-перцептивная сфера недоразвита, запас образов и их словесных значений беден, представления и знания о предметах нечёткие, слабо дифференцированные. (Л.М. Шипицина, Т.Л. Лещинская, И.М. Соловьёв, Т.В. Варенова, А.Р. Лурия, И.Ю. Левченко). [3, с.24]
Выявление общих и специфических закономерностей развития сенсорно-перцептивной сферы таких школьников, учёт и анализ диагностических данных позволяет выстроить процесс обучения и воспитания оптимальным образом. [5]
Соответственно, возникает проблема своевременной диагностики уровня развития данной сферы у детей, выявление её качественного своеобразия и на основе этого - определение путей коррекции, что будет способствовать более успешному развитию личности ребенка в целом, а так же его социальной адаптации и интеграции в общество.
Выбранная тема имеет большую социально-практическую значимость, т.к. данные об особенностях сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью являются фундаментом построения деятельности педагогов, обеспечивают разработку направлений коррекционной работы, обеспечение дифференцированного подхода к обучению и воспитанию данной категории детей. А сенсорно-перцептивная сфера, в свою очередь, является основой всей психической деятельности человека, уровень её развития влияет на формирование и развитие высших психический функций. [11]
Цель исследования по данной теме - выявить уровень развития и особенности сенсорно-перцептивной сферы младших школьников школьников с интеллектуальной недостаточностью и возможные пути коррекции на материале предмета "Человек и мир".
Объект исследования - сенсорно-перцептивная сфера младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования - возможности коррекции сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале предмета "Человек и мир".
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью.
2. Подобрать комплекс диагностических методик для выявления уровня развития зрительного, слухового восприятия детей с интеллектуальой недостаточностью школьного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления особенностей сенсорно-перцептивной сферы у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
4. Проанализировать содержание программы и учебных пособий по предмету "Человек и мир"
5. В соответствии с полученными данными разработать возможные пути коррекции сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в рамках предмета "Человек и мир".
Методы исследования:
· Изучение и анализ научной и практической литературы
· Констатирующий эксперимент
· Метод математической обработки данных [7, 16]
сенсорный перцептивный интеллектуальная недостаточность
Таким образом, приведенные аргументы являются достаточным обоснованием актуальности выбранной тематики, что в комплексе с разработанной научно-теоретической основой (цель, предмет, объект исследования, методы исследования) позволит продолжать работу над практической реализацией поставленных задач.