Анализ уровня развития и особенности сенсорно-перцептивной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью и возможные пути коррекции

курсовая работа

Выводы по главе 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ощущение и восприятие - важнейшие психические процессы, имеющие свою структуру, характеристики, ход онтогенетического развития. Данные процессы являются основой все высшей психической деятельности человека, что обуславливает их важность и значимость, тем более в развитии детей, имеющих физические и (или) психические особенности.

Развитие сенсорно-перцептивной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью проходит те же этапы, имеет те же свойства и физиологичекскую основу, что и у нормально развивающихся детей, но при этом обладает качественным своеобразием, занимает более продолжительное время в онтогенезе, что и обуславливает отставание детей не только от сверстников, но и от детей с сопоставимым уровнем развиия.

Каждой категории лиц с нарушенным развитием присущи свои, специфические особенности сенсорно-перцептивной сферы, что необходимо учитывать при построении системы общего и специального образования и воспитания.

В то же время, наблюдается недостаточная освещенность данной проблемы в научно-методической литературе, что указывает на необходимость проведения дальнейших исследований в рамках данной проблемы.

Глава 2. Экспериментальное изучение сенсорно-перцептивной сферы младших школьников интеллектуальной недостаточностью

2.1 Содержание и методика констатирующего эксперимента

Характеристика группы испытуемых.

Для исследования особенностей зрительного и слухового восприятия у школьников, была сформирована экспериментальная группа (ЭГ).

ЭГ составили:

- 2 класс УО "Витебская государственная вспомогательная школа № 26", 4 ученика в возрасте 7-10 лет. Диагнозы: легкая интеллектуальная недостаточность, осложненные сопутствующими диагнозами: дизартрия, системное недоразвитие речи разных уровней, эмоциональные расстройства, аутизм.

- 3 класс УО "Витебская государственная вспомогательная школа № 26", 4 ученика в возрасте 8 - 10 лет. Диагнозы: легкая интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития (цереброорганического генеза), микроцефалия, осложненные сопутствующими диагнозами: дизартрия (различных форм), системное недоразвитие речи разных уровней, ожирение.

- 4 класс УО "Витебская государственная вспомогательная школа № 26", 4 ученика в возрасте 9-12 лет. Диагнозы: легкая интеллектуальная недостаточность, тяжелая интеллектуальная недостаточность, осложненные сопутствующими диагнозами: дизартрия (различных форм), системное недоразвитие речи разных уровней, СДВГ, эмоциональные расстройства.

К факту обследования часть учеников отнеслась настороженно, но по мере хода эксперимента дети меняли своё отношение к работе, увлекались заданиями, выполняли инструкции экспериментатора. Требовалось оказание помощи. Некоторые ученики в силу особенностей развития не выполнили задания: один случай яркого проявления негативизма и неадекватной реакции на предъявление методики, и еще один случай непонимания ситуации обследования, обращенная речь учеником не воспринималась, с трудом удалось привлечь внимание ребенка к стимульному материалу.

В результате изучения психолого-педагогической литературы, нами были выбраны методики для проведения констатирующего эксперимента.

Описание методик исследования

Констатирующий эксперимент состоял из двух заданий, сформированных на основе таблиц из диагностического альбома Забрамной С.Д., Боровик О.В. Цель эксперимента - выявить особенности сенсоно-перцептивной сферы учащизся младших классов вспомогательной школы. [8, с.3-8, 11]

Цель первого задания - выявить особенности восприятия детьми формы, величины (размера), цвета предметов, умение сопоставлять предметы по двум признакам, умение выполнять сложную инструкцию.

Экспериментальный материал:

В процессе исследования нами предъявлялась серия таблиц, к каждой из них давалась устная инструкция.

Таблица 3

Процедура проведения. Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом - верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца. Дают задание: "Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце". Ответ ребенка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по форме. Затем дают задания следующего характера: "Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т.п.)", "Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце". На основании полученных ответов судят о способности различать и называть геометрические фигуры.

Таблица 4

Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая и маленькая собачка и т.д.). Ребенку дают задание типа: "Покажи маленькую собаку", "Покажи большую морковку". Затем предлагают такие вопросы: "Какая это груша?", "Какая это сумка?", "Какой это гриб?", "Покажи предметы одинаковые по величине".

Таблица 5

Процедура проведения. Перед ребенком кладут левую часть таблицы с изображением четырех предметов и просят положить рядом соответствующие предметы, одинаковые по величине. Задание можно усложнить, дать только большие предметы, показать маленький гриб, большой дом. Предварительно предметные изображения из правой части таблицы вырезают и наклеивают на картон.

Таблица 6

Процедура проведения. На таблице изображены фигуры разного цвета и контуры этих фигур такого же цвета. Перед обследованием цветные фигуры вырезают и наклеивают на картон. Ребенку предлагают разложить эти фигуры в соответствии с цветом контура. Инструкция: "Положи фигуры на свое место". Затем ребенка просят показать синий квадрат, желтый полукруг, красный овал и т.д.

Цель второго задания - выявить особенности восприятия детьми пространственных отношений предметов, умение ориентироваться на листе бумаги, умение определять правую и левую сторону, уровень комбинаторных способностей, умение синтезировать части в целое, умение выполнять сложную инструкцию.

Экспериментальный материал:

В процессе исследования нами предъявлялась серия таблиц, к каждой из них давалась устная инструкция.

Таблица 7

Задание 1.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и просят сказать, в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу девочка надевает сапог и т.д.

Задание 2.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую же.

Таблица 8

Процедура проведения. На таблице изображено пять разных предметов. Порядок их расположения таков: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа.

Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: "Что нарисовано вверху?", "Что нарисовано внизу?". Могут быть заданы и более сложные вопросы: "Что нарисовано вверху слева?", "Что изображено внизу справа?".

Таблица 11.

Процедура проведения. Перед началом обследования каждое из изображений должно быть разрезано на части по намеченным линиям - на три части по вертикальным линиям (леопард) и на четыре по диагональным линиям (дом).

Сначала каждая из картинок предъявляется в сложенном виде, потом ребенка просят закрыть глаза и разъединяют картинку, затем ребенок должен вновь ее составить. Таблицы предъявляются поочередно. [8, с.112-118]

2.2 Результаты эксперимента и анализ полученных данных

Данные о выполнении первого задания (на восприятие формы, величины (размера)), цвета можно представить в виде таблиц и сводной диаграммы:

"Количественный анализ выполнения заданий к таблице 3"

Таблица 2.1

Класс

Сведения об ученике

Выполнение

Имя, возраст

Отде-ление

Правильность выполнения

Примечания

2

Оля, 10 лет

I

Все правильно

Стеснялась, сомневалась в ответе

2

Вероника,7 лет

I

Все правильно

Переспрашивала задание

2

Вадим, 10 лет

II

Неадекватно реагировал на задание, не выполнил ничего

2

Миша, 8 лет

I

2 ошибки

Спутал ромб и треугольник, квадрат и прямоугольник

3

Антон, 9 лет

I

Все правильно

Немного задумывался перед тем, как дать ответ

3

Гражина, 9 лет

I

Все правильно

Не задумываясь, легко работала

3

Игорь, 10 лет

I

1 ошибка

Спутал ромб с треугольником

3

Саша, 9 лет

II

Все правильно

Хорошо все понял, быстро выполнял

4

Костя, 11 лет

I

Все правильно

Справился легко и быстро

4

Максим, 12 лет

I

Все правильно

Потребовалось дополнительно объяснить инструкцию

4

Валера, 9 лет

I

Все правильно

Выполнял задание без затруднений

4

Женя, 11 лет

II

Неправильно

Не понял смысла задания, хаотично водил пальцами по картинкам

"Количественный анализ выполнения заданий к таблице 4"

Таблица 2.2

Класс

Сведения об ученике

Выполнение

Имя, возраст

Отде-ление

Правильность выполнения

Примечания

2

Оля, 10 лет

I

Все правильно

Работала более уверенно

2

Вероника,7 лет

I

Частично верно

"Большое и маленькое" знает хорошо, "одинаковые" нашла после объяснения

2

Вадим, 10 лет

II

Неадекватно реагировал на задание, не выполнил ничего

2

Миша, 8 лет

I

Частично верно

"Большое и маленькое" знает, "одинаковые" не нашел и не понял

3

Антон, 9 лет

I

Все правильно

Задумывается, сомневается

3

Гражина, 9 лет

I

Частично верно

"Большое и маленькое" знает, "одинаковые" не нашла, но понимает

3

Игорь, 10 лет

I

Все правильно

"Большое и маленькое" знает хорошо, "одинаковые" нашел сам, но долго думал

3

Саша, 9 лет

II

Все правильно

"Большое и маленькое" знает хорошо, "одинаковые" нашел сам, но не сразу

4

Костя, 11 лет

I

Все правильно

Все выполнил легко и быстро

4

Максим, 12 лет

I

Частично верно

"Большое и маленькое" знает, "одинаковые" нашел с помощью

4

Валера, 9 лет

I

Все правильно

Все выполнил легко, не задумываясь

4

Женя, 11 лет

II

Неверно

Знает названия предметов, но не соотносит по размеру

"Количественный анализ выполнения заданий к таблице 5"

Таблица 2.3

Класс

Сведения об ученике

Выполнение

Имя, возраст

Отде-ление

Правильность выполнения

Примечания

2

Оля, 8 лет

I

Все правильно

Легко выполнила все инструкции

2

Вероника,7 лет

I

Все правильно

Задумывалась, но отвечала правильно

2

Вадим, 10 лет

II

Не выполнял

Рассматривал картинки, но не выполнял задание

2

Миша, 8 лет

I

Не выполнял

Картинки ему не понравились, отказался работать со стимульным материалом

3

Антон, 9 лет

I

Все правильно

Проявил интерес, отвечал уверенно

3

Гражина, 9 лет

I

Частично верно

Неправильно выполнила инструкцию "Покажи только большие предметы"

3

Игорь, 10 лет

I

Частично верно

Неправильно выполнил инструкцию "Покажи только большие предметы"

3

Саша, 9 лет

II

Все правильно

Все выполнил сам, но требовалось дополнительное время

4

Костя, 11 лет

I

Все правильно

Все выполнил легко, без затруднений

4

Максим, 12 лет

I

Частично верно

Выполнил задание только после дополнительных инструкций

4

Валера, 9 лет

I

Все правильно

Все выполнил легко, не задумываясь

4

Женя, 11 лет

II

Неверно

Знает названия предметов, но не соотносит по размеру

"Количественный анализ выполнения заданий к таблице 6"

Таблица 2.4

Класс

Сведения об ученике

Выполнение

Имя, возраст

Отде-ление

Правильность выполнения

Примечания

2

Оля, 8 лет

I

Частично верно

Соотносила только один признак

2

Вероника,7 лет

I

Частично верно

Соотносила только один признак, даже после оказания помощи второй признак не учитывала.

2

Вадим, 10 лет

II

Неадекватно реагировал на задание, не выполнил ничего

2

Миша, 8 лет

I

Частично верно

Соотносил только один признак

3

Антон, 9 лет

I

Частично верно

Соотносит по форме, путается в цветах

3

Гражина, 9 лет

I

Частично верно

Выполнила задание ровно наполовину

3

Игорь, 10 лет

I

Частично верно

Неправильно выполнил инструкцию "Покажи только большие предметы"

3

Саша, 9 лет

II

Все правильно

Соотносил оба признака без подсказки

4

Костя, 11 лет

I

Все правильно

Самостоятельно выделил оба признака

4

Максим, 12 лет

I

Частично верно

Понял принцип работы, но допустил 2 ошибки

4

Валера, 9 лет

I

Все правильно

Выполнил работу правильно, но долго думал

4

Женя, 11 лет

II

Неверно

Отказался от выполнения

Диаграмма 2.1

"Качественный анализ правильности выполнения первого задания учениками разных классов"

Как видно из результатов обследования, ученики продемонстрировали три уровня выполнения заданий. Наибольшее количество ошибок допускали ученики 2 класса, что соответствует 3-му уровню (путали геометрические фигуры, не понимали сложную инструкцию, сомневались в своих силах). В 1 случае в силу сочетаний диагноза ребенок проявил неадекватную реакцию на появление незнакомого человека, при попытке предъявить методику наблюдалось сильное двигательное возбуждение, судороги мышц обеих рук.

Ученики 3 класса продемонстрировали второй и первый уровень выполнения заданий. Результаты третьего уровня - самые низкие среди всех трех классов. Третьеклассники были более уверены в себе, но им так же требовалось время, чтобы ответить на вопрос.

Среди учеников 4 класса преобладает первый уровень выполнения инструкций, второй и третий представлены гораздо меньше, что обусловлено рядом причин - более старший возраст и более продолжительное обучение в школе.

Ученикам, обучающимся по программе I отделения, требовались минимальные пояснения речевой инструкции, они самостоятельно выделяли один признак для сравнения - цвет, форма или размер. Выделение двух признаков вызывало затруднения у учеников всех классов. Ученики второго отделения показали более низкие результаты - двое вообще не понимали ситуации обследования или реагировали неадекватно, и только ученик 3 класса показал более высокие результаты, чем первое отделение (у него сильно повреждены речевые зоны, зрительное восприятие более сохранно).

Наблюдались трудности с поддержанием внимания, недостаточно развита константность, структурность, целостность восприятия.

Требовалась поддержка, заверения в правильности выполнения заданий.

Данные об уровне успешности выполнения второго задания (на восприятие пространственных отношений) представлены в форме таблиц и диаграммы.

"Количественный анализ выполнения заданий к таблице 7.1"

Таблица 2.5

Класс

Сведения об ученике

Выполнение

Имя, возраст

Отде-ление

Правильность выполнения

Примечания

2

Оля, 8 лет

I

Частично верно

Правильно выполнила половину задания

2

Вероника,7 лет

I

Частично верно

Путается, один ответ показала правильно, второй - нет.

2

Вадим, 10 лет

II

Рассматривал картинки, улыбался им

2

Миша, 8 лет

I

Неверно

Не знает право-лево

3

Антон, 9 лет

I

Частично верно

Путает право и лево

3

Гражина, 9 лет

I

Все правильно

Сомневалась, но ответ на себе показала правильно

3

Игорь, 10 лет

I

Частично верно

Показывает зеркально

3

Саша, 9 лет

II

Неверно

Право-лево не знает.

4

Костя, 11 лет

I

Все правильно

Отнесся к заданию как к игре

4

Максим, 12 лет

I

Все правильно

Практическим путем проверял свой ответ

4

Валера, 9 лет

I

Все правильно

Перепроверял себя несколько раз, сомневается в ответе

4

Женя, 11 лет

II

Неверно

Не знает, как выполнять задание

"Количественный анализ выполнения заданий к таблице 7.2"

Таблица 2.6

Класс

Сведения об ученике

Выполнение

Имя, возраст

Отде-ление

Правильность выполнения

Примечания

2

Оля, 8 лет

I

Частично верно

1, 3 фигуры - правильно, 2 и 4 - нет

2

Вероника,7 лет

I

Все правильно

Работала с интересом

2

Вадим, 10 лет

II

Неадекватно реагировал на задание, не выполнил ничего

2

Миша, 8 лет

I

Частично верно

Первую фигуру выложил зеркально, вторую и третью - правильно, четвертую - не получилось

3

Антон, 9 лет

I

Все правильно

Воспринял задание как игру, был рад

3

Гражина, 9 лет

I

Частично верно

Три фигуры выложила правильно, последнюю - не смогла.

3

Игорь, 10 лет

I

Частично верно

Первые две и последнюю фигуры выложил правильно, третью - не смог

3

Саша, 9 лет

II

Частично верно

Выложил только знакомую фигуру - треугольник

4

Костя, 11 лет

I

Все правильно

Легко выложил фигуры

4

Максим, 12 лет

I

Все правильно

Легко выложил фигуры

4

Валера, 9 лет

I

Все правильно

Сомневался в сложных фигурах

4

Женя, 11 лет

II

Не выполнял

Разбросал палочки

"Количественный анализ выполнения заданий к таблице 8"

Таблица 2.7

Класс

Сведения об ученике

Выполнение

Имя, возраст

Отде-ление

Правильность выполнения

Примечания

2

Оля, 8 лет

I

Все правильно

Хорошо выполняет простую и сложную инструкцию

2

Вероника,7 лет

I

Частично верно

Вверху/внизу - знает хорошо, в середине и сложная инструкция - не выполняет

2

Вадим, 10 лет

II

Неадекватно реагировал на задание, не выполнил ничего

2

Миша, 8 лет

I

Неверно

Не ориентируется на листе бумаги.

3

Антон, 9 лет

I

Частично верно

Простые инструкции выполняет хорошо, сложные - не выполняет

3

Гражина, 9 лет

I

Частично верно

Простые инструкции выполняет хорошо, сложные - не выполняет

3

Игорь, 10 лет

I

Частично верно

Выполнил правильно половину задания

3

Саша, 9 лет

II

Частично верно

Знает что сверху/в середине/снизу. Право-лево не знает.

4

Костя, 11 лет

I

Все правильно

Сомневается в своем ответе

4

Максим, 12 лет

I

Все правильно

Отвечает не задумываясь

4

Валера, 9 лет

I

Частично верно

Вверху/внизу - знает хорошо, в середине и сложная инструкция - не выполняет

4

Женя, 11 лет

II

Неверно

Не знает, что такое "справа /слева" и т.д. Проявил интерес к рисункам

"Количественный анализ выполнения заданий к таблице 11"

Таблица 2.8

Класс

Сведения об ученике

Выполнение

Имя, возраст

Отде-ление

Правильность выполнения

Примечания

2

Оля, 8 лет

I

Все правильно

Радовалась, понравилось задание

2

Вероника,7 лет

I

Частично верно

Домик выложила с помощью

2

Вадим, 10 лет

II

Неадекватно реагировал на задание, не выполнил ничего

2

Миша, 8 лет

I

Все правильно

Легко выложил картинки

3

Антон, 9 лет

I

Все правильно

Охотно выполнил задание

3

Гражина, 9 лет

I

Все правильно

Затратила много времени

3

Игорь, 10 лет

I

Все правильно

"Киса красивая", "Домик мне нравится"

3

Саша, 9 лет

II

Частично верно

Гепарда выложил неправильно (средняя деталь вверх ногами), дом методом проб и ошибок сложил правильно

4

Костя, 11 лет

I

Все правильно

Сомневается в своем ответе

4

Максим, 12 лет

I

Все правильно

Назвал гепарда рысью, воспринял все как игру

4

Валера, 9 лет

I

Все правильно

Сказал что "рысь" зовут Степой, а в таком домике живет его бабушка

4

Женя, 11 лет

II

Неверно

Смахивал со стола картинки, отказался складывать

Диаграмма 2.2

"Качественный анализ правильности выполнения второго задания учениками разных классов"

Как видно из результатов обследования, ученики продемонстрировали три уровня выполнения заданий.

Ученики второго класса примерно в равном соотношении показали все три уровня выполнения заданий, с небольшим преобладанием уровня частично правильных ответов. Ученикам данного класса труднее всего давались задания на определение правой и левой стороны на рисунке, на выполнение сложной инструкции по пространственной ориентировке на листе бумаги, выкладывание незнакомых фигур из счетных палочек.

Ученикам третьего класса более свойственен второй уровень выполнения заданий, они неуверенны в своих ответах, требуется дополнительное разъяснение инструкции, умение определять правую и левую сторону так же сформировано недостаточно. Сложная инструкция по пространственной ориентировке так же вызывает затруднения. Но воспроизведение фигур из палочек и выкладывание разрезной картинки выполняется с меньшим количеством затруднений.

Ученики четвертого класса показали преимущественно первый уровень выполнения заданий, с преобладанием полностью правильных ответов. В силу возрастных особенностей и более длительного обучения в школе, сенсорно-перцептивная сфера учеников данного класса находится на более высоком уровне развития. Но так же отмечались трудности определения правой и левой сторон, выполнения сложной инструкции.

Ученикам, обучающимся по программе I отделения, требовалось минимальное оказание помощи, пояснение сложной инструкции. Ученики второго отделения в основном не понимают смысла задания, т.к. навыки ориентировки в пространстве и теле человека у них находятся на начальном этапе формирования.

Отмечаются случаи отношения детей к заданиям как интересной игре, что повышает уровень мотивации к поиску правильного ответа. Значимая для детей деятельность была более успешной, требовалось меньше усилий для поддержания концентрации внимания.

Дети проявляли эмоционально окрашенное отношение к своим ответам - сомневались в их правильности, переживали в случае неудачи и радовались успеху.

Исследуемые свойства сенсорно-перцептивной сферы находятся на разном этапе их формирования, в зависимости от года обучения испытуемых, что подтверждает успешность коррекционной направленности школьного обучения.

Делись добром ;)