Заключение
Данная работа была посвящена исследованию эмпатии у представителей разных полов. Ее целью было исследовать зависимость уровня эмпатии от половой принадлежности. Цель работы достигнута, реализованы ее основные задачи.
Так, к теоретическим результатам можно отнести следующие положения:
1. Эмпатия определяется как вчувствование, способность сопереживать другому человеку;
2. В обществе принято мнение, что женщины более склонны к проявлению эмоций, и, соответственно, более эмпатичны, чем мужчины. Это может быть связано с особенностями воспитания, выделением социальных ролей и социальными стереотипами;
3. По данной теме были проведены исследования, которые, однако, не дали четких результатов.
К эмпирическим результатам работы относится следующее:
1. Для данной выборки преобладает средний уровень эмпатийных тенденций;
2. При визуальном анализе графиков и гистограмм нельзя сказать, что между результатами подвыборок существуют значимые различия;
3. Статистическая обработка результатов также различий не выявила.
Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень эмпатии не зависит от половой принадлежности, что противоречит теоретическим положениям. Гипотеза исследования не подтвердилась. В дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.
Эмпатия является эффективным инструментом общения, однако, принято мнение, что у представителей разных полов она выражена на разных уровнях. Данное исследование проводилось с целью попытки найти ответ на вопрос - зависит ли умение сопереживать от пола. В этом заключается его практическая значимость.
Список источников
1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - Глава 2.
2. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2006. - №1. - С. 15-25.
3. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С. 61-68.
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология -- СПб: «Питер», 2000.
5. Елеференко И.О. Эмпатия. - СПб.: Гаруда, 2003.
6. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - № 1.
7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2007. - Глава 4.
8. Карягина Т. Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии //«Психология общения -- 2006: на пути к энциклопедическому знанию».
9. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. - М.: ЧеРо, 1997.
10. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2006.
11. Крейдлен Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. Эмоциональный аспект // Эмоции в языке и речи: Сборник научных статей / Под ред. Шаронова И.А. - М.: РГГУ, 2005.
12. Майерс Д. Изучаем социальную психологию. - М.: Академия, 2005. - Часть III
13. Мансер С., Линг Дж. Психометрический анализ фактора эмпатии (EQ) // Personality and Individual Differences / Пер. Разумова Л.Д. - 2006. - №40
14. Онлайн энциклопедия «Кругосвет» - Ст. «Эмпатия».
15. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - C. 68- 73
16. Попов О.А. Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии и педагогике: каталог статей. - 2008.
17. Пузыревский В.Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд.-филос. наук. - СПб., 2001;
18. Роджерс К. - Эмпатия. // Психология мотивации и эмоций (под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман). - М.: ЧеРо, 2002.
19. Тютяева О.В. - Функциональные механизмы эмпатийного воздействия // «Вокруг планеты всей: любопытная информация на любые темы: Психология.» - 2009.
20. Этчегоен Г. - Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 1.
21. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 1.
Приложения
Приложение 1
«Сырые» результаты
Таблица 1. Первичные данные для обеих подвыборок
№ |
Инициалы |
Результат |
Уровень эмпатии |
||
Юноши |
1 |
К.Д. |
22 |
средний |
|
2 |
И.А. |
22 |
средний |
||
3 |
М.О. |
24 |
средний |
||
4 |
Е.А. |
10 |
низкий |
||
5 |
К.О |
21 |
средний |
||
6 |
Н.А. |
27 |
высокий |
||
7 |
Б.К. |
28 |
высокий |
||
8 |
З.М. |
19 |
средний |
||
9 |
П.И. |
15 |
низкий |
||
10 |
К.М. |
20 |
средний |
||
11 |
П.А. |
30 |
высокий |
||
12 |
А.Д. |
28 |
высокий |
||
13 |
А.С. |
14 |
низкий |
||
14 |
Д.Д. |
15 |
низкий |
||
15 |
Б.А. |
7 |
очень низкий |
||
Девушки |
1 |
Л.В. |
23 |
средний |
|
2 |
К.О |
24 |
средний |
||
3 |
Ш.Е. |
30 |
высокий |
||
4 |
К.Т. |
23 |
средний |
||
5 |
М.Е. |
19 |
низкий |
||
6 |
Д.М. |
24 |
средний |
||
7 |
Х.А. |
28 |
средний |
||
8 |
Ч.Н. |
23 |
средний |
||
9 |
Р.Т. |
21 |
низкий |
||
10 |
П.Е. |
29 |
средний |
||
11 |
Б.И. |
22 |
средний |
||
12 |
М.Ю |
25 |
средний |
||
13 |
С.Г. |
16 |
низкий |
||
14 |
С.М. |
30 |
высокий |
||
15 |
Г.Ю. |
10 |
низкий |
Приложение 2
Предлагаемый опросник
Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна
Инструкция: Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.
Опросник
1.Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
2.Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
3.Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4.Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют.
5.Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6.Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7.Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
8.Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
9.Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
10.На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
11.Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
12.Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13.Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14.Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15.По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
16.Когда я вижу плачущего человека, то сам (сама) расстраиваюсь.
17.Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
18.Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19.Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
20.Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
21.Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22.Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
23.Чужой смех меня не заражает.
24.Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
25.Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26.Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
27.Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
28.Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29.Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30.Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
31.Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
32.Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
33.Маленькие дети часто плачут без причины.
Ваши инициалы_________________
Пол____
Спасибо за участие в исследовании!
Приложение 3
Ключ к опроснику и интерпретация результатов
Таблица 1. Ключ к опроснику
Ответ |
Номера утверждений-предложений |
|
Согласен "+" |
1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 |
|
Не согласен "-" |
2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 |
Таблица 2. Интерпретация
Пол |
Уровень эмпатических тенденций |
||||
высокий |
средний |
низкий |
очень низкий |
||
Юноши |
33-26 |
25-17 |
16-8 |
7-0 |
|
Девушки |
33-30 |
29-23 |
22-17 |
16-0 |
Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Вероятно, это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации. Данное объяснение взято из описания опросника
- Введение
- Глава 1.Теоретические основы изучения эмпатии
- 1.1 Понятие эмпатии и ее характеристики
- 1.2 Представления об эмпатии мужчин и женщин
- Глава 2. Эмпирическое изучение эмпатии у мужчин и женщин
- 2.1 Организация эмпирического исследования
- 2.1.1 Этапы исследования
- 2.1.2 Характеристика методики и выборки испытуемых
- 2.2 Результаты исследования и их обсуждение
- Заключение