logo
Анимационная деятельность как средство саморазвития личности

1.2 Теоретические основы социально-культурной анимации

В первом параграфе мы рассмотрели исторические аспекты социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация может рассматривать как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с социально-культурной деятельностью.

Но главное отличие социально-культурной анимации от социально-культурной деятельности, как пишет Тарасов Л.В., состоит в том, что в социально-культурной деятельности общество формирует личность, а в социокультурной анимации личность формирует общественные процессы. [42]

Современный досуг, по мнению Ж.Р. Дюмазедье, не является «приложением» к труду, как прежде - отдыхом от него и подготовкой к нему. Автономизация досуга, изменение жизненных ориентаций на досуг - свидетельство коренных изменений в образе жизни общества, особенно молодежи. [53]

По мнению В.Г. Бочаровой, анимация может рассматриваться как профессиональная деятельность, связанная с организацией творческого поиска деятельностей в сфере свободного времени; с обеспечением процесса развития организованной группы и ее членов на уровне общественных отношений и культурного формирования. Под общественными отношениями подразумевается установление межличностных контактов между индивидами и общественных связей между различными социальными институтами. Культурное формирование понимается как приобщение к новым культурным ценностям, при этом понятие «культура» получает самое широкое звучание. В свете данной перспективы социальные и культурные функции аниматора сближаются, и он эффективно реализует процесс социализации личности. [7]

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и их жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживление и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать её сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности. [3]

Принципиальная новизна анимационной деятельности, по мнению Н.Н. Ярошенко, может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых отношений. [51]

Р. Лабури выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации. [55]

Первый подход - педагогический, который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию, как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, то есть важность внешнего воздействия воспитательной технологии. С другой - анимация - способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация - это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы.

Второй подход - социологический, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации в разблокировании общественных связей, установление тёплых, доверительных отношений. Другие видят её функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и др. [55]

Специфическая задача социально-культурной деятельности состоит в создании психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, Н.Н. Ярошенко выделяет следующие:

- человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

- каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

- человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;

- человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

- человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;

- человек - это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность. [49]

Среди направлений анимации Н.Н. Ярошенко выделяет:

- анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности;

- деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация);

- формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия).

Социально-культурная анимация, как деятельность, являясь системой [42], имеет определенное структурное построение элементов своей деятельности. Функциональная основа социокультурной анимации является частью этой системы. [12]

В исследованиях В.А. Квартального, Л.В. Курилко, Е.М, Приезжаевой, Б. Стойковича анимационная деятельность определяется как качественная характеристика способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. По мнению И.И. Шульги, анимационная деятельность направлена на активное содействие гармоничному развитию личности человека, на формирование мотивации к различным способам самодеятельности, включая поиск новых форм свободного творческого времяпрепровождения.

Е.Б. Мамбеков в своем исследовании представляет структуру функций, предложенную французскими исследователями П. Бернаром и Р. Лабури:

- функция приспособления и включения;

- рекреалогическая функция

- воспитательная функция;

- корректирующая функция;

- критическая функция;

- культурная функция. [29]

И.И. Шульга выделяет функции педагогической анимации:

- релаксационная - восстановление затраченной энергии, психосамотическое расслабление, отдых, эмоциональная разрядка;

- культурно-познавательная - приобретение знаний, неизвестных ранее;

- воспитательная функция - этико-эстетическое воздействие, приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям;

- креативная - творческое развитие. [47]

Н.Н. Ярошенко обозначает два функциональных аспекта социально-культурной анимации. Освободительный аспект имеет глубинную экзистенциональную природу, который основан на стремлении к свободному социальному творчеству. Регулятивный аспект социокультурной анимации предполагает установление взаимоотношений личности с деятельностью социальных институтов, где возникает необходимость функции социального контроля, способствующего использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества. [51]

Н.В. Трубачева дает следующую структуру функций курортной анимации:

- адаптационная - позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

- компенсационная - позволяет освободить человека от физической и психической усталости повседневной жизни, а стабилизирующая - создавать положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

- оздоровительная функция анимации, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленного в повседневной трудовой жизни. [42]

Е.М. Приезжаева рассматривает социально-педагогические функции анимационной деятельности в туризме, которые трактуются как:

- производство, накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

- воспроизводство духовного процесса через продвижение его преемственности;

- коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

- создание социализированной структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, что является одновременно содержанием анимационной деятельности. [35]

Взаимодействие в сфере анимационной деятельности носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, его воспитательная эффективность определяется, тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.