logo
Анимационная деятельность как средство саморазвития личности

2.1 Содержание, формы и методы социально-культурной анимации

Социально-культурная анимация - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп.

Анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, по сути своей, формируют и развивают личность. Социальная направленность анимационных программ выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей. [14]

Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию.

Анимация не может полноценно осуществляться по принуждению. Высокая мотивация играет ведущую роль и имеет большое значение для всей системы педагогических средств и социально-культурных технологий. [8]

Для того чтобы создать анимационную программу, недостаточно хорошо разбираться в законах её драматического построения. Необходимо знать и точно понимать возможности каждого выразительного средства, уметь использовать приемы художественного монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается анимационная программа.

Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:

- организационная - организация совместной деятельности анимационной команды.

- инстукторско-методическая - создание и разработка сценариев и мероприятий, подор игр, составления маршрутов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;

- режиссерская - распределение ролей, составление плана репетиций, постановка;

- техническая - подготовка технических средств, площадки для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр. [31]

Анимационная программа стала специфическим социально-культурным явлением. Основное её практическое свойство - «протекать во времени и пространстве - здесь и сейчас» по случаю какого-либо общественного события - международного, государственного, районного или даже местного значения, традиционного праздника, в различных других ситуациях отдыха и развлечений - создаёт условия для формирования позитивного социального фона, особой эмоциональной атмосферы культурной среды. [43]

Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной анимации».

Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо». [33]

Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. Выделяются следующие группы методов:

- социальная защита;

- социально-педагогическая коррекция;

- творческая реабилитация;

-выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др. [52]

Методика комплексной оценки социально-культурной ситуации жизнедеятельности личностей, социальных групп основывается на целостном изучении:

а) состояния социальных условий жизнедеятельности личности;

б) психофизического состояния личности (тесты интеллектуального развития, самооценки и др.)

в) состояния социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности (социометрия, интерперсональная диагностика Т. Лири и др.);

г) ценностно-смысловых отношений личности.

д) перспективные программы социально-культурной анимации (работа с населением локального территориально-культурного образования; анимация в монородительских семьях, анимационная деятельность с талантливыми, одаренными детьми; анимационная работа по месту жительства и др.)

Среди направлений анимации Н.Н. Ярошенко выделяет следующие:

1. Анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности.

2. Деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация).

3. Формирование адекватного самопонимания, самоощузения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия) [51]

Базой исследования нашей экспериментальной работы является Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Московский гуманитарный педагогический институт. Количество студентов очной формы обучения составляет 1550 человек.

База исследования располагает следующими материально-техническая средствами: 2 актовых зала с оборудованием, аудитории, спортивный зал, тренажерный зал.

Деятельность органа ученического самоуправления выполняет Студенческий совет.

Все мероприятия воспитательной работы со студентами проходят согласно плану, который утверждает в начале года.

Московский гуманитарный педагогический институт усиленно взаимодействует с инфраструктурой районов, в которых располагаются его основные учебные корпуса (Схема 1).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Схема 1. Взаимодействие ГОБУ ВПО МГПИ с инфраструктурой г. Москвы

Данная схема отображает сотрудничество Московского гуманитарного педагогического института с главными административными, образовательными, молодежными и досуговыми организациями города и административных округов, в которых располагаются учебные корпуса образовательного учреждения.

Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ) осуществляет комплексный подход в воспитании, на первом месте - воспитание личности студента, создание атмосферы доверия, соревнования и успеха.

Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

1этап - констатирующий, в ходе которого была проведена диагностика мероприятий и студентов, участвующих в экспериментальной работе.

2 этап - формирующий, в ходе которого по результатам диагностики нами была составлен план мероприятий по развитию способностей студентов.

3 этап - контрольный - исследование результатов формирующего этапа. Анализ результатов эксперимента, подведение итогов.

В результате проведенной нами экспериментальной работы были выявлены следующие эффективные методы организации анимационных мероприятий:

- теоретический анализ мероприятий и основных этапов их подготовки и проведения;

- обобщение научных данных научно-методических материалов по организации подобных мероприятий;

- наблюдение за подготовкой и проведением мероприятий;

- беседа с организаторами, участниками и зрителями;

- тестирование и анкетирование участников экспериментальной работы;

- интервьюирование участников экспериментальной работы;

- опытно-экспериментальный процесс по организации мероприятий.

На первом констатирующем этапе нашей экспериментальной работы был осуществлен набор экспериментальной группы в количестве 20 человек, студентов 1-х - 4-х курсов Московского гуманитарного педагогического института. Данные студенты были привлечены как разработчики и организаторы анимационных программ.

В исследовании принимали участие студенты всех факультетов института.

Второй (формирующий) этап нашей экспериментальной работы - непосредственное участие студентов в проведении и организации анимационных программ в МГПИ.

Работу по подготовке и проведению той или иной анимационной программы можно разделить на несколько этапов:

Первый этап - подготовительный, включающий:

- анализ предлагаемых анимационных программ;

- определение целей и задач;

- выбор времени и места проведения программы;

- проектирование данной анимационной программы с учетом возрастных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги;

- создание и подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу;

- составление сметы расходов;

- подбор творческих коллективов и распределение обязанностей внутри анимационных команд;

- техническая подготовка;

-установка технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и пр.;

- проведение репетиций и обучение правилам игр и т.п.;

- проведение рекламной компании намеченных анимационных мероприятий.

Второй этап - начальный, в течение которого:

- участники информируются о наличии и содержании анимационной программы;

- производится запись и сбор заявок.

Третий этап - содержательный, этап проведения анимационной программы, в котором необходимо соединить усилия всех задействованных аниматоров и решить поставленные задачи.

Четвертый этап - заключительный, в ходе которого происходит подведение итогов:

- анализ проведенной программы;

- анкетирование участников с последующим анализом;

- работа над совершенствованием программы. [31]

Третьей частью основного этапа нашей экспериментальной работы является творческая часть. Основные задачи, которые ставятся перед участниками эксперимента:

- совместная работа по планированию и организации анимационных программ в образовательном учреждении;

-самостоятельно разработанное и поставленное мероприятие.

В современной практике анимационной деятельности используются такие типы программ:

- игровые;

- конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные;

- фольклорные;

- зрелищно-театрализованные;

- художественно-публицистические;

- танцевально-развлекательные;

- спортивно-оздоровительные. [14]

Наиболее распространенный тип анимационной программы - игровая программа, основанная на ведущем организованном методе игры.

Игра как уникальное и универсальное развлекательное средство обладает огромным творческим потенциалом и нацелена на эффективную реализацию анимационной деятельности.

Анимационный потенциал игры, активно воздействующий на личность, заключается в следующем:

- в перерыве в повседневности, снятии напряжения, в котором пребывает человек в своей реальной жизни, и замене его добровольной и радостной мобилизации духовных и физических сил;

- в создании и сплочении коллектива отдыхающих. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне её рамок;

- в подчинении правилам игры, активизации такого чувства, как понятие о чести, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра противостоит корыстным интересам. Для нее не существенно, кто меня победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство;

- в нейтрализации недостатков действительности, противопоставлении жесткому миру реальности гармоничного мира, романтизм;

- в физическом совершенствовании, поскольку в активных своих формах игра предполагает обучение и применение различных двигательных навыков и действий;

- в возможности проявления и совершенствования своих творческих навыков в процессе создания игровой атмосферы;

- в возможности развития интеллектуальных способностей, поскольку в процессе игры необходимо выстраивать и реализовывать интригу, остроумие, так как процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, требующих психологической пластичности, потому что игра - это не только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. [48]

Т.В. Дедурина в своем исследовании пишет: «Игровые технологии осознаются нами как эффективное средство реализации социокультурной анимации, и в процессе осуществления игровой деятельности реализуются такие функции, как:

- коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием, охватывающая всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), устанавливающая эмоциональные контакты;

- рекреационная - восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

- адаптационные - создающие благоприятную атмосферу, превращая анимационную программу в уникальное приключение;

- релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

- коррекционная - изменяющая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций, перестраивающая психику игрока;

- регенеративная и реконструирующая - позволяющая возрождать комфортные эмоционально-психологические состояния играющих.» [12]

Роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческого сознания - интеллектуальной, физической, эстетической, этической, духовной. Игра снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, создает гармонию, формирует стремление к совершенству. Она становится мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования.

Игровая деятельность в анимационной практике является важнейшим условием реализации функций анимации. Она служит прекрасным средством рекреации, позволяя человеку отдохнуть, восстановить силы. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение, что наделяет игру способностью релаксации, давая человеку возможность забыть о повседневных заботах, отвлечься от основной работы. Также игра является средством коммуникации в процессе деятельности, когда человек получает возможности общения с окружающими людьми природой, способствует приобретению знаний, развитию познавательной активности, фантазии, нестандартного мышления, нравственного и эстетического воспитания. Как средство коррекции эмоционального состояния игры способна изменить настроение человека, «переключая» его внутреннего состояния в процессе своей деятельности.

В процессе исследования была составлена и проведена игровая программа «Кругосветка МГПИ» на базе Московского гуманитарного педагогического института. Главными целями игры «Кругосветка МГПИ» являются:

- знакомство первокурсников со студенческой жизнью института;

- сплочение студенческого коллектива института;

- развитие творческих и коммуникативных навыков студентов.

В ходе игры студентам предлагалось пройти несколько этапов:

1 этап. Общий этап, проходивший в спортивном зале МГПИ. Основная суть этапа - деление на команды, знакомство участников между собой и выбор капитана.

2 этап. Основной этап. Прохождение различных конкурсов-тренингов на развитие коммуникативных навыков студентов, развитие навыков работы в команде.

3 этап. Заключительный этап, рассчитанный на развитие творческих способностей студентов. Создание командного творческого проекта, создание общекомандного коллажа МГПИ. Подведение итогов.

(См. приложение 4)

Значительное место в анимационной деятельности занимают конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные программы. Ведущим типологическим признаком здесь выступает метод соревнования.

Анимационные свойства конкурса (от лат. столкновение, встреча) характеризуется психологической разрядкой для личности в современных условиях, пробуждая в человеке стремление к новым достижениям, решение стать лучше, чем он есть, к перемене самооценки. К тому же, человек имеет возможность реализовать свое эмоциональное состояние в игровой соревновательной форме. Природа игры и конкурса похожа в своей основе. Конкурс - это и есть игровая деятельность, но предполагающая выбор победителя через соревнование, систему судейства и критерия оценок.