2.1 Содержание, формы и методы социально-культурной анимации
Социально-культурная анимация - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп.
Анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, по сути своей, формируют и развивают личность. Социальная направленность анимационных программ выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей. [14]
Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию.
Анимация не может полноценно осуществляться по принуждению. Высокая мотивация играет ведущую роль и имеет большое значение для всей системы педагогических средств и социально-культурных технологий. [8]
Для того чтобы создать анимационную программу, недостаточно хорошо разбираться в законах её драматического построения. Необходимо знать и точно понимать возможности каждого выразительного средства, уметь использовать приемы художественного монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается анимационная программа.
Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:
- организационная - организация совместной деятельности анимационной команды.
- инстукторско-методическая - создание и разработка сценариев и мероприятий, подор игр, составления маршрутов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
- режиссерская - распределение ролей, составление плана репетиций, постановка;
- техническая - подготовка технических средств, площадки для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр. [31]
Анимационная программа стала специфическим социально-культурным явлением. Основное её практическое свойство - «протекать во времени и пространстве - здесь и сейчас» по случаю какого-либо общественного события - международного, государственного, районного или даже местного значения, традиционного праздника, в различных других ситуациях отдыха и развлечений - создаёт условия для формирования позитивного социального фона, особой эмоциональной атмосферы культурной среды. [43]
Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной анимации».
Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо». [33]
Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. Выделяются следующие группы методов:
- социальная защита;
- социально-педагогическая коррекция;
- творческая реабилитация;
-выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др. [52]
Методика комплексной оценки социально-культурной ситуации жизнедеятельности личностей, социальных групп основывается на целостном изучении:
а) состояния социальных условий жизнедеятельности личности;
б) психофизического состояния личности (тесты интеллектуального развития, самооценки и др.)
в) состояния социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности (социометрия, интерперсональная диагностика Т. Лири и др.);
г) ценностно-смысловых отношений личности.
д) перспективные программы социально-культурной анимации (работа с населением локального территориально-культурного образования; анимация в монородительских семьях, анимационная деятельность с талантливыми, одаренными детьми; анимационная работа по месту жительства и др.)
Среди направлений анимации Н.Н. Ярошенко выделяет следующие:
1. Анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности.
2. Деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация).
3. Формирование адекватного самопонимания, самоощузения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия) [51]
Базой исследования нашей экспериментальной работы является Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Московский гуманитарный педагогический институт. Количество студентов очной формы обучения составляет 1550 человек.
База исследования располагает следующими материально-техническая средствами: 2 актовых зала с оборудованием, аудитории, спортивный зал, тренажерный зал.
Деятельность органа ученического самоуправления выполняет Студенческий совет.
Все мероприятия воспитательной работы со студентами проходят согласно плану, который утверждает в начале года.
Московский гуманитарный педагогический институт усиленно взаимодействует с инфраструктурой районов, в которых располагаются его основные учебные корпуса (Схема 1).
Размещено на http://www.allbest.ru/
Схема 1. Взаимодействие ГОБУ ВПО МГПИ с инфраструктурой г. Москвы
Данная схема отображает сотрудничество Московского гуманитарного педагогического института с главными административными, образовательными, молодежными и досуговыми организациями города и административных округов, в которых располагаются учебные корпуса образовательного учреждения.
Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ) осуществляет комплексный подход в воспитании, на первом месте - воспитание личности студента, создание атмосферы доверия, соревнования и успеха.
Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:
1этап - констатирующий, в ходе которого была проведена диагностика мероприятий и студентов, участвующих в экспериментальной работе.
2 этап - формирующий, в ходе которого по результатам диагностики нами была составлен план мероприятий по развитию способностей студентов.
3 этап - контрольный - исследование результатов формирующего этапа. Анализ результатов эксперимента, подведение итогов.
В результате проведенной нами экспериментальной работы были выявлены следующие эффективные методы организации анимационных мероприятий:
- теоретический анализ мероприятий и основных этапов их подготовки и проведения;
- обобщение научных данных научно-методических материалов по организации подобных мероприятий;
- наблюдение за подготовкой и проведением мероприятий;
- беседа с организаторами, участниками и зрителями;
- тестирование и анкетирование участников экспериментальной работы;
- интервьюирование участников экспериментальной работы;
- опытно-экспериментальный процесс по организации мероприятий.
На первом констатирующем этапе нашей экспериментальной работы был осуществлен набор экспериментальной группы в количестве 20 человек, студентов 1-х - 4-х курсов Московского гуманитарного педагогического института. Данные студенты были привлечены как разработчики и организаторы анимационных программ.
В исследовании принимали участие студенты всех факультетов института.
Второй (формирующий) этап нашей экспериментальной работы - непосредственное участие студентов в проведении и организации анимационных программ в МГПИ.
Работу по подготовке и проведению той или иной анимационной программы можно разделить на несколько этапов:
Первый этап - подготовительный, включающий:
- анализ предлагаемых анимационных программ;
- определение целей и задач;
- выбор времени и места проведения программы;
- проектирование данной анимационной программы с учетом возрастных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги;
- создание и подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу;
- составление сметы расходов;
- подбор творческих коллективов и распределение обязанностей внутри анимационных команд;
- техническая подготовка;
-установка технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и пр.;
- проведение репетиций и обучение правилам игр и т.п.;
- проведение рекламной компании намеченных анимационных мероприятий.
Второй этап - начальный, в течение которого:
- участники информируются о наличии и содержании анимационной программы;
- производится запись и сбор заявок.
Третий этап - содержательный, этап проведения анимационной программы, в котором необходимо соединить усилия всех задействованных аниматоров и решить поставленные задачи.
Четвертый этап - заключительный, в ходе которого происходит подведение итогов:
- анализ проведенной программы;
- анкетирование участников с последующим анализом;
- работа над совершенствованием программы. [31]
Третьей частью основного этапа нашей экспериментальной работы является творческая часть. Основные задачи, которые ставятся перед участниками эксперимента:
- совместная работа по планированию и организации анимационных программ в образовательном учреждении;
-самостоятельно разработанное и поставленное мероприятие.
В современной практике анимационной деятельности используются такие типы программ:
- игровые;
- конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные;
- фольклорные;
- зрелищно-театрализованные;
- художественно-публицистические;
- танцевально-развлекательные;
- спортивно-оздоровительные. [14]
Наиболее распространенный тип анимационной программы - игровая программа, основанная на ведущем организованном методе игры.
Игра как уникальное и универсальное развлекательное средство обладает огромным творческим потенциалом и нацелена на эффективную реализацию анимационной деятельности.
Анимационный потенциал игры, активно воздействующий на личность, заключается в следующем:
- в перерыве в повседневности, снятии напряжения, в котором пребывает человек в своей реальной жизни, и замене его добровольной и радостной мобилизации духовных и физических сил;
- в создании и сплочении коллектива отдыхающих. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне её рамок;
- в подчинении правилам игры, активизации такого чувства, как понятие о чести, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра противостоит корыстным интересам. Для нее не существенно, кто меня победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство;
- в нейтрализации недостатков действительности, противопоставлении жесткому миру реальности гармоничного мира, романтизм;
- в физическом совершенствовании, поскольку в активных своих формах игра предполагает обучение и применение различных двигательных навыков и действий;
- в возможности проявления и совершенствования своих творческих навыков в процессе создания игровой атмосферы;
- в возможности развития интеллектуальных способностей, поскольку в процессе игры необходимо выстраивать и реализовывать интригу, остроумие, так как процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, требующих психологической пластичности, потому что игра - это не только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. [48]
Т.В. Дедурина в своем исследовании пишет: «Игровые технологии осознаются нами как эффективное средство реализации социокультурной анимации, и в процессе осуществления игровой деятельности реализуются такие функции, как:
- коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием, охватывающая всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), устанавливающая эмоциональные контакты;
- рекреационная - восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
- адаптационные - создающие благоприятную атмосферу, превращая анимационную программу в уникальное приключение;
- релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
- коррекционная - изменяющая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций, перестраивающая психику игрока;
- регенеративная и реконструирующая - позволяющая возрождать комфортные эмоционально-психологические состояния играющих.» [12]
Роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческого сознания - интеллектуальной, физической, эстетической, этической, духовной. Игра снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, создает гармонию, формирует стремление к совершенству. Она становится мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования.
Игровая деятельность в анимационной практике является важнейшим условием реализации функций анимации. Она служит прекрасным средством рекреации, позволяя человеку отдохнуть, восстановить силы. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение, что наделяет игру способностью релаксации, давая человеку возможность забыть о повседневных заботах, отвлечься от основной работы. Также игра является средством коммуникации в процессе деятельности, когда человек получает возможности общения с окружающими людьми природой, способствует приобретению знаний, развитию познавательной активности, фантазии, нестандартного мышления, нравственного и эстетического воспитания. Как средство коррекции эмоционального состояния игры способна изменить настроение человека, «переключая» его внутреннего состояния в процессе своей деятельности.
В процессе исследования была составлена и проведена игровая программа «Кругосветка МГПИ» на базе Московского гуманитарного педагогического института. Главными целями игры «Кругосветка МГПИ» являются:
- знакомство первокурсников со студенческой жизнью института;
- сплочение студенческого коллектива института;
- развитие творческих и коммуникативных навыков студентов.
В ходе игры студентам предлагалось пройти несколько этапов:
1 этап. Общий этап, проходивший в спортивном зале МГПИ. Основная суть этапа - деление на команды, знакомство участников между собой и выбор капитана.
2 этап. Основной этап. Прохождение различных конкурсов-тренингов на развитие коммуникативных навыков студентов, развитие навыков работы в команде.
3 этап. Заключительный этап, рассчитанный на развитие творческих способностей студентов. Создание командного творческого проекта, создание общекомандного коллажа МГПИ. Подведение итогов.
(См. приложение 4)
Значительное место в анимационной деятельности занимают конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные программы. Ведущим типологическим признаком здесь выступает метод соревнования.
Анимационные свойства конкурса (от лат. столкновение, встреча) характеризуется психологической разрядкой для личности в современных условиях, пробуждая в человеке стремление к новым достижениям, решение стать лучше, чем он есть, к перемене самооценки. К тому же, человек имеет возможность реализовать свое эмоциональное состояние в игровой соревновательной форме. Природа игры и конкурса похожа в своей основе. Конкурс - это и есть игровая деятельность, но предполагающая выбор победителя через соревнование, систему судейства и критерия оценок.
- Введение
- Глава І. Теоретические и исторические аспекты социально-культурной анимации
- 1.1 Исторические аспекты социально-культурной анимации
- 1.2 Теоретические основы социально-культурной анимации
- 1.3 Роль социально-культурной анимации в формировании личности
- Глава II. Технологии анимационной деятельности саморазвития личности
- 2.1 Содержание, формы и методы социально-культурной анимации
- Классификация анимационной деятельности
- 9.1. Анимационная деятельность гостиницы.
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Связь саморазвития и самовоспитания личности
- Саморазвитие личности в стадиях
- Раздел II. Анимационная деятельность в социуме.
- Раздел I. Введение в теоретические основы анимационной деятельности в социуме.
- 1.1.Понятие и сущность анимационной деятельности
- Социально-культурная анимация: теория и мировая практика. Основные направления в современной анимационной деятельности.
- Вопрос 75. Организация анимационной деятельности в гостинице.