logo
Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

1.2 Методы арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.

Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается арт-терапия для дошкольников.

Данный метод психологической коррекции заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические, психологические и медицинские знания.

Любое творческое занятие благотворно влияет внутренний мир ребенка. Развитие происходит в деятельности, что лежит в основе арт-терапевтического воздействия, состоящего из:

1) изотерапии - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием;

2) игротерапии - это психокоррекционное использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий;

3) фототерапии - это терапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности;

4) песочной терапии - психокоррекционный, развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятия внутреннего напряжения, с использованием песка;

5) сказкотерапии - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

6) музыкотерапии - это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений;

7) танцевальной терапии - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности [7, с. 60, 100, 115, 134, 148, 184, 246];

8) цветотерапии - это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему и др. [21, с. 25].

Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия для дошкольников, являются:

- развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения;

- гармонизация эмоционального состояния детей;

- расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография);

- раскрытие творческого потенциала;

- развитие оригинальности мышления;

- улучшение внимания и памяти;

- формирование активной жизненной позиции;

- повышение самооценки;

- развитие коммуникативных способностей.

Арт-терапия не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стресс).

На занятиях ребенок свободно проявляет свою фантазию. Использование подручного материала (глина, гуашь, нитки, макароны, камни и песок) развивает мелкую моторику.

Уроки музыки, пения и танцев помогают ему уже за несколько занятий снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть свои глубинные страхи (боязнь воды, собак, темноты и насекомых).

В ходе учебного процесса дошкольник учится общению со сверстниками и приобретает веру в себя, получает новые знания об окружающем мире.

Занятия проводятся профессиональными педагогами (психолог, логопед) в развлекательной форме, что позволяет заинтересовать пассивных детей и сделать их активными участниками процесса, а не просто слушателями. С помощью игр и специальных упражнений выявляются и развиваются скрытые умения, вызывающие у детей положительные эмоции и чувство удовлетворения от результатов своего творчества.

Важное преимущество арт-терапии состоит в том, что ее применение возможно как при посещении детских учебных центров, так и в домашних условиях. Особенно это имеет большое значение для детей с ограниченными возможностями.

Совместная деятельность взрослых и детей помогает сблизиться друг с другом, вникнуть в проблемы и найти способы для их решения.

Участие родителей в домашних спектаклях, тематических играх не только развлекает дошкольника, но и оказывает на него благоприятное психотерапевтическое воздействие.

Анализ методической литературы позволил выявить следующие методы и технологии арт-терапии, которые наиболее активно используются в воспитательном процессе педагогами РФ и РС (Я).

Методы:

1) изотерапия (Шестакова Елена Юрьевна, г. Норильск; Барко Галина Ивановна, г. Ачинск; Могилева Ирина Евгеньевна, г. Москва; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Даньшина Любовь Александровна, г. Пущино; Ярославцева Любовь, г. Томск; Ганюшкина Ольга Анатольевна, г. Саратов; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри; Онищенко Е. А., г. Нерюнгри; Колесникова Е. А., Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри);

2) игротерапия (Лехнер Нина Александровна, Маслова Оксана Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, г. Омск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Даньшина Любовь Александровна, г. Пущино; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри; Онищенко Е. А., г. Нерюнгри; Колесникова Е. А., Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри; Казакова И. В., г. Нерюнгри);

3) цветотерапия (Могилева Ирина Евгеньевна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс);

4) фототерапия (Могилева Ирина Евгеньевна, г. Москва; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри);

5) песочная терапия (Калетина Елена Валентиновна, г. Ижевск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Ганюшкина Ольга Анатольевна, г. Саратов; Онищенко Е. А., г. Нерюнгри);

6) сказкотерапия (Шестакова Елена Юрьевна, г. Норильск; Калетина Елена Валентиновна, г. Ижевск; Лехнер Нина Александровна, Маслова Оксана Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, г. Омск; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Ярославцева Любовь, г. Томск; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри; Колесникова Е. А., Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри; Казакова И. В., г. Нерюнгри);

7) драмтерапия (Шестакова Елена Юрьевна, г. Норильск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Ярославцева Любовь, г. Томск);

8) музыкотерапия (Шестакова Елена Юрьевна, г. Норильск; Барко Галина Ивановна, г. Ачинск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Даньшина Любовь Александровна, г. Пущино; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри; Колесникова Е. А., Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри;);

9) танцевальная терапия (Шестакова Елена Юрьевна, г. Норильск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов);

10) телесная терапия (Лехнер Нина Александровна, Маслова Оксана Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, г. Омск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Ярославцева Любовь, г. Томск).

Рассмотрим опыт работы специалистов, более подробно.

Шестакова Елена Юрьевна, воспитатель, МБДОУ № 83, г. Норильск, в своей работе «Проблема тревожности и страхов у детей дошкольного возраста», использовала такие методы арт-терапии как, драмтерапия, музыкотерапия, танцедвигательная терапия. Считает, что для успешного снижения тревожности детей необходимо использовать формы воздействия, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественной экспрессии [34].

Елена Юрьевна, полагает, что программы арт-терапевтической коррекции эмоциональных расстройств у детей могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения в первую очередь, изотерапией, которая дополняется музыкотерапией, элементами сказкотерапии. В коррекционной программе присутствует метод изотерапии.

Калетина Елена Валентиновна, педагог-психолог, МОУ «Прогимназия № 159 для детей дошкольного и младшего школьного возраста», г. Ижевск. В своей работе «Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении методом песочной терапии», считает, что, этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности [28].

Автор подчеркивает, что песочная терапия используется как, терапевтическим, так и диагностическим методом. Для детей - это способ рассказать о своих тревогах, страхах и переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может выразить внутреннее беспокойство. Вследствие чего, могут возникать трудности в жизни ребенка. Песочная терапия дает ему возможность не только перенести свои переживания и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

Метод подходит для детей тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей; подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

В песочной терапии, Елена Валентиновна, использует следующие формы работы: сказкотерапевтический подход; психодиагностика в песочнице; работа в паре; групповая работа.

Лехнер Нина Александровна, Маслова Оксана Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, педагоги-психологи, МДОУ «Детский сад № 94»; МОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 355»; МДОУ «Детский сад №275 общеразвивающего вида», г. Омск, разработали «Программу психолого-педагогического сопровождения тревожных детей дошкольного возраста» [29].

Авторы в данной программе использовали методы арт-терапии: сказкотерапия, игротерапия, телесная терапия; приемы: релаксация, концентрация внимания, функциональная музыка.

Целью коррекционной программы является: коррекция уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Предполагают, что создание и внедрение практико-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения служит гуманизацией педагогического процесса и методов воспитания детей.

Барко Галина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ № 50, г. Ачинск, Красноярский край. В своей работе предоставила совместное детско-родительское занятие «Гармонизация детско-родительских отношений методом арт-терапии» (авторская методика) [23].

В предложенном занятии, Галина Ивановна, использовала музыкотерапию и изотерапию.

Психолог считает, что проводя занятие, можно использовать полученный материал как возможность дополнительной диагностики. Часто в процессе рисования подтверждается состояние дисгармоничных связей или передается атмосфера гармоничных отношений в семье.

Могилева Ирина Евгеньевна, педагог-психолог, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №659, г. Москва. В своей работе «Применение арт-терапии в работе с детьми», считает, что применение арт-терапии в работе с детьми весьма актуально. Во-первых, это достаточно простой путь для налаживания контакта с детьми с помощью красок, глины, сказок, музыки - того, чем так нравится заниматься большинству детей. Во-вторых, дети в силу возраста еще не знают, как понять то, что происходит внутри них, не умеют осознавать и формулировать собственные проблемы. Тогда им предлагается простой способ выразить все, что они хотят, с помощью красок, глины, песка и др. Рисование позволяет ребенку выразить то, что он знает, чувствует, но не может высказать и сформулировать словами [30].

В своей работе, автор, считает что, часто использованным методом работы с дошкольниками является изотерапия с элементами фототерапии. В занятии использовала: цветотерапию, изотерапию и фототерапию.

Орлова Любовь Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ СОШ №55, г. Москва. В своей работе «Арт-терапия в коррекции детских страхов», считает что, применение арт-терапевтических методов незаменимы в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения - замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности - арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами [32].

В своих занятиях, педагог, использует следующие методы арт-терапии: музыкотерапию, песочную терапию, изотерапию, драмтерапию, телесную терапию, танцевальную терапию, игротерапию. В изотерапии использовала такие техники как «Каракули», «каракули Винникотта», «каракули тела», «закрытые глаза», «автографы», «эстафета линий»; упражнения «Рисование в пространстве», «прогулка по пространству тетрадного листа», рисование по опорным точкам и графические упражнения. Эти техники и упражнения позволяют снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования, раскрепостить ребенка, настраивая его на художественно-продуктивную деятельность.

Морозова Наталия Викторовна, педагог-психолог, МОУ Прогимназия для детей дошкольного и младшего школьного возраста, г. Маркс. В своей работе «Арт-терапия в работе педагога-психолога», считает, что дошкольное образование в России, на современном этапе, ориентировано не только на обеспечение познавательного развития ребенка, но и на становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Смыслом работы педагога-психолога видит в оказании поддержки в развитие личности ребенка, развитии его индивидуальных способностей, самовыражения и самопознания [31].

Автор, считает, что арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале своей работы. Через арт-техники развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсная, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок, а в последствии взрослый человек, умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

Наталия Викторовна, предоставила методы и упражнения, которые использует на занятиях с детьми: музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, песочная терапия. В методике рисования песком использует следующие упражнения: свободные движения по песку сверху вниз, слева направо; правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок; «Трудная дорога»; «Опасный поворот»; «Молния»; «Чудовище на острове»; «Следы на песке»; «Радуга»; «Грустное дерево»; «Легкий ветерок»; рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и др.; рисование портретов (друга, себя, родителей и т.д.; моделирование бытовых сцен; создание композиций «шторм», «взрыв».

Встречи с детьми, совместная работа с воспитателями постепенно приносят свои плоды и дают ожидаемые результаты:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;

- снижение эмоциональной тревожности;

- повышение самооценки;

- развитие самосознания;

- осознание внутренних ресурсов

- улучшение детско-родительских отношений;

- закрепление положительных поведенческих реакций

- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, и образе Я.

В коррекционных занятиях «Сотворение мира» и «Волшебные краски», использует сказкотерапию, музыкотерапию, изотерапию.

Салеева Светлана Валерьевна, педагог-психолог, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №153, г. Самара. В своей работе с тревожными детьми, считает, что в категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные [33].

Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Поэтому необходимо как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями тревожности, пока эти качества еще не сформировались окончательно, а дети не овладели умением оставаться невидимками для взрослых. Только тогда грамотное воздействие педагога-психолога детского сада в тесном контакте с педагогами групп, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре ДОУ и родителями ребенка может дать значительный положительный эффект.

В целях снятия тревожности как качества личности, снижения уровня мышечной зажатости, для нахождения контакта с детьми, мной была разработана программа «Эмоционального развития детей дошкольного возраста».

Для осуществления программы, автор, использовала следующие этапы:

- проведение диагностики уровня тревожности в средних группах МДОУ;

- воспитателям, педагогам, родителям выдаются рекомендации «Тревожный ребенок в группе», «Как помочь тревожному ребенку на занятиях по физкультуре и музыке»;

- индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики; рекомендации «Поможем ребенку справиться с тревожностью»;

- формирование групп для проведения занятий по программе;

- проведение занятий;

- повторная психологическая диагностика детей с целью отслеживания динамики их развития и результативности занятий;

- консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики.

Психолог, использовала такие методы арт-терапии, как сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, драмтерапия, телесная терапия.

Гудзик Татьяна Владимировна, педагог-психолог, ГБДОУ детский сад №14 комбинированного вида, г. Ломоносов. В своей работе «Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста», считает, что арт-терапия в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обоснована присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребенка способность к сотрудничеству со сверстниками [25].

На ее взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, фототерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и др. наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.

Арт-терапевтические методы и упражнения, которые использовала автор:

- изотерапия «Имя», «Прекрасный сад», «Рисуем на спине», «Волшебные краски», «Каракули», «Воображаемый зверь», «Мое настроение», «Создай маску»;

- песочная терапия;

- фототерапия;

- телесная терапия «Импульс», «Разговор с руками», «Дождь в лесу», «Путешествие на облаке»;

- музыкотерапия «Танцы для пальцев», «Оркестр», «Ритм»;

- сказкотерапия «Сказка по кругу»;

- танцевальная терапия «Сочини свой танец», «Ритмичное эхо», «Свободный танец», «Танцы для масок», «Волшебный лес».

Даньшина Любовь Александровна, воспитатель, МДОУ КВ дс №6 «Незабудка», г. Пущино. В своей работе мастер-класс для педагогов с элементами арт-терапии «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников», считает, что арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно - эстетической и т.д.) [26].

Автор, использовала следующие арт-терапевтические методы: изотерапия, музыкотерапия, игротерапия.

Ярославцева Любовь, педагог-психолог, г. Томск. В своей работе «Психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего школьного возраста» считает, что тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен. Данная проблема настолько актуальна, что требует своего скорейшего разрешения, так как в противном случае вполне может привести к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться в жизни людей [35].

Автор, полагает, что сочетание арт-терапевтических методик и методик оригами с основными процедурами психодрамы, дает ребенку возможность не только воплотить свои творческие фантазии, но и прожить их - «проиграть в реальности», а также развить креативное мышление, мелкую моторику, память, логическое мышление.

Исходя из вышеперечисленного, психолог, использует, такие методы арт-терапии как сказкотерапия, драмтерапия, телесная терапия, изотерапия.

Зайцева Наталья Анатольевна, педагог-психолог, «Тотемский центр психолого-медико социального сопровождения» ГОУ, г. Тотьма. В своей программе «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста», считает, что нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания [27].

Созданная автором программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного и школьного возраста.

Используемые арт-терапевтические методы: музыкотерапия, игротерапия, телесная терапия, сказкотерапия, фототерапия.

Ганюшкина Ольга Анатольевна, педагог-психолог, МОУ «СОШ № 11» г. Саратова. В своей коррекционно - развивающей программе по арт-терапии «Цветной мир» для 1-4 классов, считает, что сталкиваясь с трудностями, пусть даже мнимыми, дети реагируют привычным для них образом. Как правило, психологу приходится иметь дело с детьми, которые на препятствия реагируют разными формами защиты. Наличие трудностей любого плана - учебных, коммуникативных, эмоциональных, семейных, перед которыми ребенок чувствует себя слабым и незащищенным, когда-то спровоцировало появление проблем, с которыми внимательные родители впоследствии обратились к детскому психологу. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить [24].

В программе использованы методы арт-терапии: изотерапия и песочная терапия.

Арт-терапевтические техники и упражнения, которые используются в программе: «Марания», «Штриховка, каракули», «Монотипия», «Фроттаж», «Рисование пальцами», «Рисование сухими листьями», «Рисование предметами окружающего пространства», «Трехмерные изображения из газет» (изотерапия); «Здравствуй, песок», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке», «Песочный круг», «Песочные прятки» (песочная терапия).

С. А. Ахмедова, студентка, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «СВФУ», г. Нерюнгри. В своей работе «Профилактика и снижение агрессивности младших школьников средствами арт-терапии», считает, что одним из эффективных методов работы с агрессивными детьми, является метод арт-терапии. Автор, провела анализ психолого-педагогического опыта специалистов РФ и РС (Я), где отображено, какие методы арт-терапии используют в своей деятельности. Изотерапия, музыкотерапия, имаготерапия, кинезитерапия способствуют благоприятному воздействию на эмоциональное состояние детей, устранению страхов, агрессии и тревожности [1].

С. А. Ахмедова, в своем опыте работы разработала программу арт-кружка «Радуга», которая направлена на снижение и профилактику агрессивности младших школьников посредством методов арт-терапии. В занятиях используются различные методы арт-терапии, такие как: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, куклотерапия и игротерапия.

Е. А. Онищенко, студентка, Технического института (филиала) ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова», г. Нерюнгри. В своей работе «Профилактика и снижение тревожности младших школьников с использованием элементов арт-терапии», полагает, что методы профилактики и снижения тревожности младших школьников на разнообразны. Наиболее оптимальным и продуктивным, является метод арт-терапии [14].

В своем опыте работы, автор, разработала систему работы с тревожностью младших школьников с использованием элементов арт-терапии. Основные методы арт-терапии, которые использовались на занятиях: изотерапия, игротерапия, песочная терапия и техника оригами.

И. В. Казакова, воспитатель, ДОУ «Снегири», г. Нерюнгри. В своей работе «Сказкотерапия - как средство развития творческих способностей, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром детей дошкольного возраста», считает, что через сказку можно узнать о переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать с взрослыми. В детском дошкольном учреждении сказкотерапия приобретает актуальность, потому что, напрямую связанна с игротерапией [5].

Автор, полагает, что использование сказкотерапевтических технологий дает возможность помочь детям в их проблемах, восстановить их эмоциональное равновесие, установить имеющиеся нарушения в поведении.

Е. А. Колесникова, Н. Э. Какаулина., воспитатели, МБС (К) ОУСКНШДС№2, г. Нерюнгри. В своей программе «Использование технологии «Арт-терапия» в коррекции детско-родительских отношений»», считают, что в дошкольном возрасте у ребенка развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия, т.к. многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей с ограниченными возможностями здоровья и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними на эмоциональном уровне. Поэтому, авторы разработали данную программу. В программе использовались следующие методы арт-терапии: сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и игротерапия [9].

Проведя сравнительный анализ детско-родительских отношений, на заключительном этапе, выявили что, высокий уровень развития детско-родительских отношений увеличился на 14%, средний остался на том же уровне 46%, а низкий снизился на 15%. Таким образом, полученные результаты в ходе исследования подтверждают, что разработанная ими программа способствовала положительному развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком.