Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа

Выводы по первой главе

1. Проведя анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, мы выяснили что, в психологическом аспекте тревожность это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, не является устойчивой чертой, обратима при проведении соответствующих мероприятий.

2. Проведенный нами анализ психолого-педагогического опыта педагогов РФ и РС (Я) позволил нам рассмотреть методы и техники арт-терапии, применяемые в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Такие методы арт-терапии, как сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, фототерапия, драмтерапия и вокалотерапия позволяют снижать психо-мышечное напряжение, развивать умения решать проблемные ситуации и повышать эмоциональную самооценку ребенка.

2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

2.1 Психолого-диагностический комплекс изучения тревожности

В соответствии с целями нашего исследования, нами были подобранны следующие методы изучения тревожности:

1) методика «Паровозик» (С. В. Велиева) [2, с. 92];

2) модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр» [19];

3) методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева) [2, с. 77].

1) Методика «Паровозик» (С. В. Велиева) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Цель: направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка в протоколе.

2) Модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл,М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Цель: изучение степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет.

Инструкция: «Представь, что ты - мальчик (девочка), изображенный на рисунке. Какое у тебя будет лицо в данной ситуации?»

Фиксируется содержание картинки и выбранная пиктограмма в протоколе.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

3) Методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем цветам.

Инструкция при первом предъявлении: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета - красная, синяя, зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится».

Инструкция, когда выбор ребенком сделан: «А, теперь, какую карточку по цвету выберешь?». Третья карточка, также фиксируется в протоколе.

При предъявлении карточек в середине и в конце общения инструкция не меняется. По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребенка. В протоколе обследования фиксируется три варианта сдвига цветов и проводится анализ устойчивости психического состояния ребенка.

2.2. Программа коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии

Данная программа направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Цель данной программы - снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

1. Снижение психо-мышечного напряжения.

2. Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.

3. Повышение самооценки.

Принципы психолого-педагогической коррекции (Осипова А. А.).

1. Принцип единства коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

2. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии. Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.

3. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

4. Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

5. Принцип подхода в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.

6. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.

7. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.

8. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

9. Принцип символического отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки [11, с. 9].

Методы, используемые в программе: драмтерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, игротерапия, телесная терапия.

Форма работы: групповая; продолжительность 30 минут. Контингент - дети старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат: по окончанию программы, дети будут более раскованными, открытыми в коммуникативных контактах, уметь принимать самостоятельно решения, более активны в социальных контактах за пределами близкого окружения.

Структура занятий:

- 1 этап: диагностический (начало исследования);

- 2 этап: коррекционно-развивающий;

- 3 этап: диагностический (конец исследования).

Программа включает в себя 20 занятий. Занятия проводится два раза в неделю, продолжительностью 30 минут, на протяжении 2,5 месяцев.

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Методы арт-терапии / техники, упражнения

Количество часов

Дата

1.

Здравствуйте, это я

- драмтерапия «Подари подарок другу»;

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- телесная терапия «Качели»;

- беседа «Что я люблю?»;

- изотерапия «Художники-натуралисты».

30 минут

2.

Мое имя

- драмтерапия «Подари подарок другу»;

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- беседа «Мое имя»;

- изотерапия «Рисование самого себя»;

- телесная терапия «Доверяющее падение».

30 минут

3.

Будь смелым

- драмтерапия «Подари подарок другу»;

- беседа: «Будь смелым»;

- телесная терапия «Воздушный шарик»;

- сказкотерапия «Два брата»;

- изотерапия «Нарисуй любимого героя».

30 минут

4.

Поверь в свои силы

- драмтерапия «Я дарю тебе»;

- беседа «Поверь в свои силы»;

- сказкотерапия «Продолжи предложение»;

- изотерапия «Техника каракулей»;

- телесная терапия «Горячие ладошки».

30 минут

5.

Настроение

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- драмтерапия «Возьми и передай», «Превращения»;

- телесная терапия «Неваляшка»;

- изотерапия «Мое настроение»;

- сказкотерапия «Моя сказка настроения».

30 минут

Настроение

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- телесная терапия «Росточек под солнышком», «Злые и добрые кошки», «Ласковый мелок»;

- драмтерапия «На что похоже мое настроение»;

- изотерапия «Угадай, что спрятано в крупе», «Автопортрет».

30 минут

6.

Волшебный лес

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- сказкотерапия «Небылицы в лесу»;

- беседа «За что меня любят мама, папа и др.»;

- изотерапия «Коллаж волшебного леса»;

- телесная терапия «Доверяющее падение».

30 минут

7.

Сказочная шкатулка

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- телесная терапия «Росточек под солнышком», «Горячие ладошки»;

- сказкотерапия «Фея и ее шкатулка», «Придумай веселый конец»;

- изотерапия «Волшебные зеркала».

30 минут

8.

Волшебники

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- телесная терапия «Путаница», «Волшебники», «Горячие ладошки»;

- сказкотерапия «Волшебный сон»;

- изотерапия «Рисование своего сна».

30 минут

9.

Солнце в ладошке

- драмтерапия «Подари подарок другу», «Комплементы»;

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- сказкотерапия «Не оконченные предложения», «Солнце-работяга»;

- фототерапия «Солнышкин день»;

- изотерапия «Солнышко в ладошке».

30 минут

10.

Верь в себя

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- беседа «Верь в себя»;

- телесная терапия «На море»;

- изотерапия «Я и море», «Стройка».

30 минут

11.

Помоги другим

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- сказкотерапия «Дедушка и внучек»;

- фототерапия «Тимуровцы»;

- изотерапия «Моя помощь».

30 минут

12.

Люби себя таким, какой ты есть

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- телесная терапия «Винт», «Дружба», «Я очень хороший - ты очень хороший»;

- изотерапия «Красивое имя (контур)».

30 минут

13.

Уважай и люби близких

- драмтерапия «Подари подарок»;

- беседа «Кто любит своих близких»;

- телесная терапия «Найди своего друга», «Небо»;

- сказкотерапия «В лесу»;

- изотерапия «Моя семья».

30 минут

Умей справляться с трудностями

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- беседа «Как вы справляетесь с трудностями»;

- телесная терапия «Волны», «Ручей»;

- сказкотерапия «На реке»;

- игротерапия «Разведчики»

- изотерапия «Ладошка».

30 минут

14.

Прими решение

- вокалотерапия «Доброе утро»;

- драматизация «Комплементы»;

- телесная терапия «Доверительное падение»;

- фототерапия «Звериные чувства»;

Делись добром ;)

^