Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
1. Проведя анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, мы выяснили что, в психологическом аспекте тревожность это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, не является устойчивой чертой, обратима при проведении соответствующих мероприятий.
2. Проведенный нами анализ психолого-педагогического опыта педагогов РФ и РС (Я) позволил нам рассмотреть методы и техники арт-терапии, применяемые в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Такие методы арт-терапии, как сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, фототерапия, драмтерапия и вокалотерапия позволяют снижать психо-мышечное напряжение, развивать умения решать проблемные ситуации и повышать эмоциональную самооценку ребенка.
2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ
2.1 Психолого-диагностический комплекс изучения тревожности
В соответствии с целями нашего исследования, нами были подобранны следующие методы изучения тревожности:
1) методика «Паровозик» (С. В. Велиева) [2, с. 92];
2) модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр» [19];
3) методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева) [2, с. 77].
1) Методика «Паровозик» (С. В. Велиева) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Цель: направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка в протоколе.
2) Модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл,М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Цель: изучение степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет.
Инструкция: «Представь, что ты - мальчик (девочка), изображенный на рисунке. Какое у тебя будет лицо в данной ситуации?»
Фиксируется содержание картинки и выбранная пиктограмма в протоколе.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
3) Методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем цветам.
Инструкция при первом предъявлении: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета - красная, синяя, зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится».
Инструкция, когда выбор ребенком сделан: «А, теперь, какую карточку по цвету выберешь?». Третья карточка, также фиксируется в протоколе.
При предъявлении карточек в середине и в конце общения инструкция не меняется. По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребенка. В протоколе обследования фиксируется три варианта сдвига цветов и проводится анализ устойчивости психического состояния ребенка.
2.2. Программа коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии
Данная программа направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.
Цель данной программы - снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Задачи:
1. Снижение психо-мышечного напряжения.
2. Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.
3. Повышение самооценки.
Принципы психолого-педагогической коррекции (Осипова А. А.).
1. Принцип единства коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
2. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии. Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.
3. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.
4. Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.
5. Принцип подхода в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.
6. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.
7. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.
8. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.
9. Принцип символического отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки [11, с. 9].
Методы, используемые в программе: драмтерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, игротерапия, телесная терапия.
Форма работы: групповая; продолжительность 30 минут. Контингент - дети старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: по окончанию программы, дети будут более раскованными, открытыми в коммуникативных контактах, уметь принимать самостоятельно решения, более активны в социальных контактах за пределами близкого окружения.
Структура занятий:
- 1 этап: диагностический (начало исследования);
- 2 этап: коррекционно-развивающий;
- 3 этап: диагностический (конец исследования).
Программа включает в себя 20 занятий. Занятия проводится два раза в неделю, продолжительностью 30 минут, на протяжении 2,5 месяцев.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Методы арт-терапии / техники, упражнения |
Количество часов |
Дата |
|
1. |
Здравствуйте, это я |
- драмтерапия «Подари подарок другу»; - вокалотерапия «Доброе утро»; - телесная терапия «Качели»; - беседа «Что я люблю?»; - изотерапия «Художники-натуралисты». |
30 минут |
||
2. |
Мое имя |
- драмтерапия «Подари подарок другу»; - вокалотерапия «Доброе утро»; - беседа «Мое имя»; - изотерапия «Рисование самого себя»; - телесная терапия «Доверяющее падение». |
30 минут |
||
3. |
Будь смелым |
- драмтерапия «Подари подарок другу»; - беседа: «Будь смелым»; - телесная терапия «Воздушный шарик»; - сказкотерапия «Два брата»; - изотерапия «Нарисуй любимого героя». |
30 минут |
||
4. |
Поверь в свои силы |
- драмтерапия «Я дарю тебе»; - беседа «Поверь в свои силы»; - сказкотерапия «Продолжи предложение»; - изотерапия «Техника каракулей»; - телесная терапия «Горячие ладошки». |
30 минут |
||
5. |
Настроение |
- вокалотерапия «Доброе утро»; - драмтерапия «Возьми и передай», «Превращения»; - телесная терапия «Неваляшка»; - изотерапия «Мое настроение»; - сказкотерапия «Моя сказка настроения». |
30 минут |
||
Настроение |
- вокалотерапия «Доброе утро»; - телесная терапия «Росточек под солнышком», «Злые и добрые кошки», «Ласковый мелок»; - драмтерапия «На что похоже мое настроение»; - изотерапия «Угадай, что спрятано в крупе», «Автопортрет». |
30 минут |
|||
6. |
Волшебный лес |
- вокалотерапия «Доброе утро»; - сказкотерапия «Небылицы в лесу»; - беседа «За что меня любят мама, папа и др.»; - изотерапия «Коллаж волшебного леса»; - телесная терапия «Доверяющее падение». |
30 минут |
||
7. |
Сказочная шкатулка |
- вокалотерапия «Доброе утро»; - телесная терапия «Росточек под солнышком», «Горячие ладошки»; - сказкотерапия «Фея и ее шкатулка», «Придумай веселый конец»; - изотерапия «Волшебные зеркала». |
30 минут |
||
8. |
Волшебники |
- вокалотерапия «Доброе утро»; - телесная терапия «Путаница», «Волшебники», «Горячие ладошки»; - сказкотерапия «Волшебный сон»; - изотерапия «Рисование своего сна». |
30 минут |
||
9. |
Солнце в ладошке |
- драмтерапия «Подари подарок другу», «Комплементы»; - вокалотерапия «Доброе утро»; - сказкотерапия «Не оконченные предложения», «Солнце-работяга»; - фототерапия «Солнышкин день»; - изотерапия «Солнышко в ладошке». |
30 минут |
||
10. |
Верь в себя |
- вокалотерапия «Доброе утро»; - беседа «Верь в себя»; - телесная терапия «На море»; - изотерапия «Я и море», «Стройка». |
30 минут |
||
11. |
Помоги другим |
- вокалотерапия «Доброе утро»; - сказкотерапия «Дедушка и внучек»; - фототерапия «Тимуровцы»; - изотерапия «Моя помощь». |
30 минут |
||
12. |
Люби себя таким, какой ты есть |
- вокалотерапия «Доброе утро»; - телесная терапия «Винт», «Дружба», «Я очень хороший - ты очень хороший»; - изотерапия «Красивое имя (контур)». |
30 минут |
||
13. |
Уважай и люби близких |
- драмтерапия «Подари подарок»; - беседа «Кто любит своих близких»; - телесная терапия «Найди своего друга», «Небо»; - сказкотерапия «В лесу»; - изотерапия «Моя семья». |
30 минут |
||
Умей справляться с трудностями |
- вокалотерапия «Доброе утро»; - беседа «Как вы справляетесь с трудностями»; - телесная терапия «Волны», «Ручей»; - сказкотерапия «На реке»; - игротерапия «Разведчики» - изотерапия «Ладошка». |
30 минут |
|||
14. |
Прими решение |
- вокалотерапия «Доброе утро»; - драматизация «Комплементы»; - телесная терапия «Доверительное падение»; - фототерапия «Звериные чувства»; Делись добром ;)^ |