logo
Авторская программа мероприятий по адаптации детей к школе

3. Нормативный прогноз

Работа с детьми предполагает учет фактора развития. Значительная часть проявлений детей, в особенности поведенческого уровня, с течением времени неизбежно будет заменена другими в соответствии с изменениями, присущими возрастным сдвигами. Принятие гипотезы о том, что любое проявление поведения ребенка имеет какое-то приспособительное значение, и в этом смысле позитивно, помогает взрослым - педагогам и родителям оставаться по позициях заботливого родителя в тяжелых и непонятных ситуациях. Для нормального развития и функционирования любой ребенок нуждается в существовании позитивной "Я - концепции". Ребенок строит ее сам, но обязательно при помощи взрослых. Именно поэтому взрослым необходимо иметь позитивную концепцию развития ребенка. Иными словами взрослым необходимо ответить на вопрос: каков же положительный образ данного ребенка, каковы его позитивные черты.

Воспитывающие "трудного" ребенка взрослые тоже нуждаются в определенной поддержке. Например, в отреагировании своих эмоциональных переживаний не меньше, чем сам ребенок. Потребность поделиться трудностями и найти понимание своим чувствам создает основу заинтересованности педагогов и родителей в специальных занятиях по поводу "трудных" детей.

Предлагаемые методы коррекционной работы основаны на перечисленных выше положениях и имеют следующие особенности:

Комплексный подход к решению проблем:

А) учет всех основных подсистем социальной структуры в которую входит ребенок: подсистема учителя-дети, подсистема родители-дети, подсистема сверстников;

Б) работа может проводится во всех системах параллельно, или в каждой из под систем в отдельности, или в различных их сочетаниях;

Позитивный подход к решению проблем. Реализация принципа развития:

А) работа ориентирована не на искоренение недостатков, а на выявление и развитие сильных сторон личности ребенка;

Б) делается акцент на реальные возможности ребенка (изучаются его индивидуальные и возрастные особенности).

Предоставляется возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность - важное условие возможности включения психокоррекционных методов в реальность школьной жизни.

Специально организованная коррекционная работа решает следующие задачи:

профилактика или восстановление нарушенных отношений учителей с "трудными детьми";

восстановление и укрепление позитивного восприятия и принятия родителями своего ребенка;

повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками;

Следствиями коррекционной работы с применением предлагаемых методов являются изменения, относящиеся к характеристиками "психологического клиента" и "профессиональной компетентности":

привлечение внимание детей к личности ребенка, его эмоциональным потребностям, тренировка умения замечать и видеть сильные стороны в окружающих приведет к улучшению психологического климата в школе;

улучшение эмоционального самочувствия родителей, снижение чувства вины к повышению конструктивности в отношениях с детьми и школой;

одно из следствий работы с детьми - уменьшение конфликтности детского коллектива.

Коррекционная работа с родителями и с педагогами должна проводится школьным психологом или специально обученным педагогом. Работа с группой детей требует квалификации в области групповой работы.

Для занятий отбираются дети с "плохим поведением", либо "чрезмерное зажатие" дети". Взаимодействие детей с полярными проявлениями в поведении позволит им лучше понять друг друга, увидеть сильные и слабые стороны своего поведения.