Методика совершенствования психических способностей в юношеском возрасте
3. Задачи развития психических способностей детей старшего школьного возраста
Разнообразие индивидуальных вариантов перехода к взрослости привело к тому, что в последние десятилетия исследователи все чаще используют понятие задачи развития. В первую очередь они были сформулированы в области юношеской психологии.
Решение возрастных задач определяется как появление способности человека решать те или иные проблемы. Так, Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрастные задачи:
установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов;
завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии (в школе эта работа выражается в преодолении дифференцированного отношения к разным учебным предметам);
приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей;
формирование социально ответственного поведения, гражданской активности (в том числе политической, идеологической, экологической и т.д.);
построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения.
Задачи развития включают ориентировку и определение своего места во взрослом мире, принятие и освоение социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей. Возрастная Психология (Психология развития). Электронный учебник. Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ
Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей, и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
В связи с задачами психического развития этого периода задача преподавателя состоит в том, чтобы:
Провести мероприятия по профориентации школьников; мотивировать их учебную деятельность (показать значение проблемы, вызвать и поддержать интерес к её рассмотрению);
развивать полученные знания (дать дополнительный материал для более детального ознакомления с вопросом);
содействовать развитию не только интеллектуальных, но и моральных качеств (развитие характера, профессиональной этики, уважения к себе и другим, воспитание черт терпимости и социальной ответственности).