Методы арт-терапии как средства диагностики психологических особенностей осужденных

дипломная работа

1.1 Понятие арт-терапии. Показания к использованию метода арт-терапии в местах лишения свободы

«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия»

В.Г. Белинский

В настоящее время отсутствует общепринятое и исчерпывающее определение арт-терапии по причине многообразия теоретических представлений, а также различных практических подходов к использованию данного направления в психологии. Рассмотрим основные трактовки термина, которые встречаются в научной литературе.

В дословном переводе с английского языка арт-терапия - (Art-therapy), означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством» Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. - С. 3., или «использование искусства как терапевтического фактора» Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. - С.34. . В англоязычных странах арт-терпию «относят, прежде всего, к так называемым визуальным искусствам (живописи, графике, скульптуре, дизайну), либо к таким формам творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видеоарт, компьютерное творчество, перфоманс и др.) Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: [Монография]. СПб.: ЛОИРО, 2001. - С.3.. Более подробно это отражено в работах А. И. Копытина, Э. Крамер, М. Либман и других.

Арт-терапия первоначально возникла и развивалась в теоретических идеях З. Фрейда и К.Г. Юнга, далее она начала развиваться и приобретать более широкую концептуальную базу, начала содержать в себе гуманистические модели формирования и развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).

Появилась арт-терапия (термин А. Хилла) как область теоретического и практического знания на стыке искусства и науки, и относится примерно к 30-м годам прошлого столетия. Эволюционное становление понятия «арт-терапия» отражает процессы разделения трех самостоятельных направлений: социального, педагогического, медицинского. Объединяет названные направления применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора.

Изначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные способы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Постепенно сложились следующие разновидности: терапия отвлекающими впечатлениями, терапия занятостью (с целью обучения больных и отвлечения их от переживаний, связанных с болезнью), трудовая терапия и социальная реабилитация (трудотерапия на основе производственной деятельности лиц, проходящих лечение и реабилитацию). Последняя разновидность имеет и другие названия: индустриальная терапия или терапия трудовой деятельностью.

По мнению В. Беккер-Глош Беккер-Глош В. Международный журнал по арт-терапии. Исцеляющее Искусство. 1999. № 1. С. 42-58., в основе современного определения арт-терапии лежит художественное творчество, связанное с действием трех факторов: экспрессии, коммуникации и символизации. Е.В Зинченко Зинченко Е.В. Введение в теорию и практику арт-терапии. / Метод. указания.; Ростов на Дону., 2006г. 8с. трактует арт-терапию, как использование средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. Мы придерживаемся мнения Н. Д. Никандрова, который считает, что арт-терапию можно рассматривать, как слияние творчества и терапевтической (или консультационной) практики, как метод направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, № 4. 1998. С.3-8.

Термином арт-терапия обозначают как совокупность видов искусства, используемых при психокоррекции, так и собственно метод или комплекс методик Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. . Как метод арт-терапия предполагает использование тех или иных приемов, которые направлены на обучение человека видению в своей изобразительной продукции не только некоего смысла и осознание ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, но также и развитие способности к ведению «внутреннего диалога», к рефлексии и интроспекции.

Цель арт-терапии - проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими. В первую очередь - это переживания, возникающие в результате беспокойства, страха, обиды, неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства. Игровое пространство, изобразительный материал и образ являются средством психической проекции. Проекция разрушительных и саморазрушительных тенденций, чувств на изобразительный материал и образ позволяет «дистанцироваться» от них и достичь определенной степени контроля над ними. Кроме того, эти тенденции и чувства могут стать предметом анализа и осознания.

В арт-терапии включает в себя большое количество видов, и зависимости от способа творческой деятельности и создаваемого продукта мы можем выделить следующие виды арт-терапии: изотерапия; библиотерапия (лечебное воздействие чтением); музыкотерапия (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапия (лечение пением); кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционнаят ритмика); драматерапия; сказкатерапия; этнотерапия; маскотерапия; песочная терапия; цветотерапия; фототерапия; видеотерапия; оригами; игротерапия; куклотерапия; анимационная терапия.

Арт-терапию иногда рассматривают как частный случай трудовой терапии, если основным содержанием работы участников становятся ремесла и прочие виды художественного творчества. Однако современные арт-терапевты данного мнения не разделяют. Итак, обозначенные выше сферы применения художественной деятельности и творчества в работе с людьми, имеющими проблемы со здоровьем, образовали так называемое социальное направление. Оно развивалось профессионалами в области прикладного искусства, не имевшими специальной медицинской и психологической подготовки.

По мнению автора, многолетняя история арт-терапии и ее современное состояние указывают нам на то, что в ней существуют различные направления и школы, которые зачастую с различных сторон объясняют целебные эффекты арт-терапии и вообще, по - разному понимают саму арт-терапию.

Современную арт-терапию можно разделить на два вида, по критерию использования художественных произведений искусства: импрессивную и экспрессивную. Представители первого направления для терапии используют уже готовые виды искусства (музыку, фотографии, скульптуру, картины и т.д.) профессиональных творцов. В этом направлении, безусловно, самым главным исцеляющим фактором, является высокий уровень произведений и, естественно, высокий уровень переживаний, который закодирован в них. Кроме того, для работы в этом направлении не нужно быть специально обученным, соответственно, снимается страх что-то делать самому. Для представителей второго направления характерно использование самостоятельного творчества человека Платонова О. В., Жвитиашвили Н. Ю. Арттерапия в художественном музее: учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов. СПб.: СпецЛит, 2000. - С. 23-27.. В настоящее время, среди специалистов использующих метод арт-терапии, больше приверженцев второго направления. В зависимости от целей воздействия выделяют следующие четыре направления в арт-терапии Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. :

- психофизиологическое направление связано с коррекцией психосоматических нарушений;

- психотерапевтическое направление связано с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы личности человека, при этом преследуется цель раскрытия переживаний человека, осознание им собственных желаний, потребностей, отношений и помощь в отреагировании переживаемых эмоций.

- социально-педагогическое направление ориентировано на развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизацию возможностей в практической, художественной деятельности и творчестве;

- психологическое направление призвано способствовать интеграции личности.

Для нашей концепции психологического сопровождения осужденных интерес представляют психотерапевтическое и психологическое направление, так как они опираются на задействование регулятивной, коммуникативной и катарсической функций искусства. Регулятивная и коммуникативная функция реализуются в процессе формирования у человека ценного социального навыка, помогающего раскрыть логику и доводы ранее несознаваемых поступков, отклонений в своем поведении, воздействия собственной личности на окружающих и т. д. Катарсическая функция состоит, с одной стороны, в разрядке чувств, а с другой, в том, что арт-терапия (как исцеление) - это, прежде всего, собирание целостности личности.

Анализ представлений, присутствующих в различных арт-терапевтических направлениях, позволил А.И. Копытину выделить некоторые общие признаки, характеризующие арт-терапию как самостоятельную область психотерапевтической деятельности: Арт - терапия /сост. и общая редакция А.И.Копытина. СПб.: Питер, 2001. 320с.

клиент использует различные материалы творчества для самовыражения.

Для творческой, изобретательной деятельности клиента создаются специальные условия (арт-терапевтический кабинет, в котором клиенты могут чувствовать свою защищенность);

в творческой деятельности клиента обязательно должен присутствовать психотерапевт;

психотерапевтом используются специальные приемы, способствующие художественному самовыражению клиента и осознанию им связи созданной художественной продукции с содержанием своего внутреннего мира;

5)психотерапевт безоценочно относится к созданной клиентом художественной продукции.

Для современной арт-терапии характерно использование не только живописи, рисунка, хотя эти формы работы остаются доминирующими. Следует заметить что, наряду с ними, участники арт-терапевтического процесса занимаются самыми разнообразными занятиями изобразительного и прикладного характера, которые направлены на глубинное творческое самовыражение, выявление актуальных психологических проблем, активизацию психотерапевтического взаимодействия между клиентом и психотерапевтом. В ходе такой работы могут использоваться рисунок, графика, скульптура, фотография, лепка, живопись, чеканка, выжигание, фреска, изготовление изделий из меха, ткани, кожи, гобелен, резьба, мозаика, резьба по дереву, и т.д. При проведении занятий такого рода в качестве инструментария могут быть использованы, как природные материалы (мел, песок, глина, камни, листья, овощи, фрукты и т.п.), так и искусственные, то есть созданные человеком (картон, гуашь, краска, бумага, пластилин, верёвка, пластик, целлофан и т.п.). В современной арт-терапии широко используются и другие формы творческой деятельности, такие как инсталляция, перфоманс, видеоарт, компьютерное творчество, то есть те виды деятельности, где главную роль играет визуальный канал восприятия информации.

Возможности арт-терапии безграничны, она может использоваться в различных формах: арт-терапия как форма образовательного воздействия, ориентирована на развитие мотивационной сферы личности и его интересов, творческого начала, на воспитание, а также формирование социальных навыков; арт-терапия как целительство, когда в процессе творческой активности обеспечивается отреагирование эмоций. Отвлечение и другие эффекты; психотерапевтические отношения при этом не играю важной роли либо вовсе не предполагаются; арт-терапия как психотерапия, предполагающая построение психотерапевтических отношений, а так же создание клиентом изобразительной продукции, выступающий средством символической трансакции между клиентом и психотерапевтом и подвергающиеся анализу и обсуждению.

Применение методов арт-терапии в исправительных учреждениях приобретает очень большую популярность, так как этот вид психологической работы, как нельзя лучше, подходит в работе с различными категориями осужденных, в связи с их индивидуально-психологическими особенностями.

Для арт-терапевтической работы с осужденными психологу нужно иметь в кабинете широкий спектр различных материалов для творческой деятельности. Наряду с карандашами, красками, цветной бумагой, можно также использовать фольгу, восковые фигуры, глину и многие другие материалы. Нужно учитывать, что бумага и кисти должны быть разных форматов и цветов. По возможности нужно постараться, чтобы качество материалов было в достаточной мере высоким.

При проведении занятий по арт-терпии, психологу следует учитывать, что выбор того или иного материала осужденным, может быть связан с особенностями его личности, психическим состоянием, а также с динамикой проведения арт-терапевтической работы. Осужденному должна предоставляться возможность самому выбирать тот материал, с которым он хочет заниматься изобретательной работой. Использование техники коллажа нередко помогает осужденному преодолеть робость, которая связана с отсутствием у него умений или «изобретательного таланта». Следует заметить, что использование уже готовых предметов в творческой деятельности зачастую помогает осужденному справиться с чувством незащищенности. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобретательной работе.

Необходимо подчеркнуть, что привлекательность метода арт-терапии для пенитенциарного психолога заключается в том, что использование этого метода заключает в себе использование, в основном, невербальной формы коммуникации и самовыражения. В ходе работы у осужденного активно задействуется правое полушарие.

Делись добром ;)