logo
Библиограф: профессия, личность

Введение

Изучение образа библиографа как профессионала получило свое развитие только в начале ХХ века. В настоящее время меняется социальная значимость, сама философия профессии библиографа. Начавшийся в конце ХХ века и активизировавшийся в настоящее время общемировой переход к информационному сообществу изменил целый ряд представлений о значении информационных технологий в общественной жизни. К важнейшим из них относится обеспечение всех звеньев человеческой деятельности достоверной и оперативной информацией. Современный человек постоянно находится в информационной среде, содержащей многие потоки информации. Информационная деятельность стала существенным, а в ряде случаев - определяющим дополнением деятельности по производству материальных благ и услуг.

В условиях бурного роста информационных ресурсов, появления глобальной сети Интернет, а также использования современных информационных технологий возрастает роль библиотеки как посредника между потребителем информации и информационными потоками. В связи с этим предъявляются все более высокие требования к библиотечно-информационному обслуживанию пользователей и к профессиональным качествам библиотечно-информационных специалистов. Практика компьютерной эры обострила потребность в осмыслении библиографии как профессии. Актуальность проблемы обусловила выбор темы данной работы.

Деятельность библиографа в новых условиях существенно отличается от его прежней деятельности, когда библиограф был "поставщиком" библиографической информации, посредником между пользователем и документом. Сейчас уже недостаточно быть просто грамотным специалистом, знающим основы библиотековедения и библиографоведения, владеющим методикой работы со всем арсеналом традиционных справочных материалов, имеющихся в библиотеке. Современный специалист должен быть знаком с терминологией нового информационного поиска, уметь анализировать и выбирать эффективные стратегии поиска. Безусловно, сотрудник справочно-библиографического отдела должен обладать большой эрудицией по всем отраслям знаний, обязательно владеть как минимум одним иностранным языком. Для максимального использования сети Интернет библиограф должен иметь в себе черту исследователя, свободно ориентирующегося в информационном пространстве web-сети, постоянно отслеживающего появление новой информационной продукции. (21).

Подготовка компетентных кадров, способных развивать профессиональную деятельность, расширять, а не только воспроизводить социальный опыт, является сегодня необходимым звеном для создания качественно новой модели формирования специалиста. Библиотечное образование обязано соответствовать перечисленным требованиям, чтобы сохранить достойное место в российской и европейской системе образования (63, с. 4).

По утверждению Е.Б. Дударевой, библиотечные школы среднего и высшего учебного звена в новой ситуации слишком медленно перестраивают свою деятельность. Значительная часть выпускников, по объективным причинам, уходит работать в другие сферы. В силу особой специфики в библиотеках востребованы специалисты с отраслевым образованием, однако они не имеют библиотечных знаний и нуждаются в переподготовке (23, с. 3)

Степень разработанности проблемы. Проблематика исследования охватывает достаточно широкий круг вопросов, в разной степени изученных в отечественной библиографии, теории образования и библиографоведении. Прежде всего, мы обратились к исследованиям, посвященным истории и современному состоянию библиотечного образования, которая рассматривалась различными специалистами (Г.С. Ганзиковой, С.И. Головко, Е.Б. Дударевой, О.А. Калегиной, И.Г. Моргенштерном и др.).

Проблемам компетенции и компетентности посвящены работы таких исследователей, как В.И. Байденко, И.А. Зимней, Г.Б. Паршуковой, Г.И. Поташниковой и др. Важные предпосылки для транспорирования компетентностного подхода на процесс подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы заложены в трудах Н.И. Гендиной, Ю.П. Мелентьевой, Э.Р. Сукиасяна. Основные особенности библиографической профессии показаны в материалах М.И. Давыдовой, Е.Ю. Гулиной, Е.М. Дьяковой, М.М. Захаренко и др. Результаты исследований, касающихся информационной культуры библиографа, нашли отражение в исследованиях специалистов С.Д. Бородиной, Г.М. Кормишиной, С.В. Дригайло, Н.Б. Зиновьевой, Л.К. Лободенко и др.

База исследования. Базой исследования выступили: учреждение высшего профессионального образования, обеспечивающее подготовку кадров по специальности "Библиотечно-информационная деятельность" Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Библиотечные учреждения: ЦГБ МУК "ЦСМБ" г. Омска; Российская государственная библиотека для молодежи (РГБМ) (в рамках проводимых данными библиотечными учреждениями социологических исследований).

Объектом исследования является - профессия библиографа.

Предмет исследования - особенности библиографической профессии, включающие профессиональные, личностные качества, информационную культуру и профессиональные компетенции.

Цель дипломной работы: создание целостного представления образа библиографической профессии; выявление личностных и профессиональных качеств библиографа, его информационной культуры; определение роли и места деятельности библиографа.

Для достижения цели будут решены следующие задачи:

1. рассмотреть терминологическую базу библиографической профессии: библиограф, образ, библиография, профессия, личность и т.д.

2.изучить историю и современное состояние формирования библиографической профессии;

3.рассмотреть различные точки зрения исследователей на образ, профессию библиотекаря/ библиографа.

4.охарактеризовать личностные и профессиональные особенности данной профессии;

5.выявить специфику деятельности современного библиографа;

6.проанализировать информационную культуру современного информационного специалиста;

7.расширить представление о современной профессии библиотекаря - библиографа.

В ходе изучения формирования образа библиографа применялся комплекс методов, таких как: общенаучный метод теоретического и эмпирического анализа публикаций; анкетирование; методы математической статистики для выражения результатов анкетирования; графический.