logo
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Введение

Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям.

В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.

Так за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Это работы Абрамовой Г. С, Алемаскина М. А., Антонян Ю. М., Беличевой С. А., Бехтерева В. М. Глоточкина А. Д., Дубровиной И. В., Знакова В. В., Иванова Е. Я., Игошева К. Е., Исаева Д. Д., Исаева Д. Н., Ковалёва А. Г., Кона И. С., Кондрашенко В. Т., Личко А. Е., Миньковского Г. М., Невского И. А., Пирожкова В. Ф., Платонова К. К., Потанина Г. М., Фельдштейна Д. И. и др. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактических мероприятий не в полной мере решает задачи предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. В профилактике агрессивного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения. Важное место в данной проблеме занимает тема агрессивного поведения подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Подросток с умственной отсталостью - это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты, и такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

В специальной психологии проблема агрессии умственно отсталых школьников остается недостаточно разработанной, хотя в некоторых работах имеются указания на проявления их агрессивности и враждебности (Альбрехт Э.Я., 1976; Аунапуу Т., 1988; Бойков Д.И., 1994; Волкова Н.В., 2000; Запрягаев Г.Г.,1986; Иванов Е.С., 1989; Коробейников И.А., 2002; Кузьмина В.К., 1981, Лебединская К.С. с соавт., 1980, 1988; Малинаускене В.А., 1977; Махова В.М., 2000; Поппе Г.К., 1989; Поспишиль К., 1975; Угарова Г.М., 1985; Фрейеров О.Е., 1966; Шипицина Л.М., 2000; и др.), но целенаправленного, комплексного и системного изучения содержания и форм агрессии умственно отсталых школьников, а также факторов, механизмов и условий ее возникновения и закрепления, исследования путей ее комплексной диагностики, профилактики и коррекции не проводилось. Поэтому тема эффективности психологических методов воздействия на проявления агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста на сегодняшний день актуальна.

Степень агрессивности умственно отсталых школьников имеет неоднозначную оценку в различных научных исследованиях. Одни исследователи считают, что при умственной отсталости, за исключением форм, осложненных психопатоподобным поведением, агрессивность выражена незначительно. В других исследованиях, наоборот, указывается на высокую степень агрессивности и враждебности умственно отсталых детей.

Исследования показывают, что уже в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей при разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками преобладает выраженное агрессивное поведение.

Ряд особенностей агрессивного поведения умственно отсталых отмечает К. Поспишиль. Он пишет, что «агрессивные ответные реакции вызываются у умственно отсталых детей менее важными причинами, чем такое же поведение у нормально развивающихся детей. Дети с умственной отсталостью характеризуются вспыльчивостью и несдержанностью. Они труднее преодолевают жизненные трудности».

Таким образом, агрессивные тенденции являются характерными для поведения умственно отсталых школьников. Наибольшую степень выраженности они имеют в подростковом возрасте. При этом выявлена тенденция общего увеличения агрессивных и враждебных реакций от младшего подросткового возраста к старшему. Возникновение и закрепление агрессивных тенденций в поведении умственно отсталых школьников исследователи связывают не только с органической недостаточностью центральной нервной системы, но и с действием неблагоприятных факторов социальной среды.

Чтобы точно раскрыть тему нашей курсовой работы мы ставили перед собой цель: изучить особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и составить коррекционную программу.

Объект исследования - агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Предмет исследования - особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что проявление агрессивного поведения у младших школьников с умственной отсталостью будут снижены, если в процесс коррекции будут включены занятия по развитию межличностных отношений, а также направленные на развитие чувств и эмоций.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения.

2. Раскрыть понятия «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение;

3. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью;

4. Провести диагностическое обследование младших школьников с нарушением интеллекта;

5. Проанализировать полученные результаты;

6. Разработать коррекционно - развивающую программу, направленную на коррекцию агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ общей и специальной литературы по рассматриваемой проблеме; 2. Эксперимент. Для провидения эксперимента использовались следующие методики:

а) методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич);

б) графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова);

в) методика «Тест руки» (Э.Вагнер);

г) методика тест Розенцвейга (детский вариант) разработан и апробирован В.В. Добровым ;

3. Диагностические методы: беседа, наблюдение, проективные методы; 4. Методы статистической обработки результатов исследования: количественный, качественный анализ;

5.Метод презентации данных.

База исследования: исследование проводилось на базе ГОУ ТО « Тульской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната VIII вида»№3. В исследовании принимали участие дети 8-9 летнего возраста в количестве 8 человек с умственной отсталостью.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы агрессивного поведения у детей в младшем школьном возрасте

1.1 Понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе. Причины и виды

Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте необходимо сначала определиться с теоретическим обоснованием основных понятий «агрессии», «агрессивности», «агрессивного поведения». Анализ теоретических подходов к проблеме агрессивности, в которых нашли свое отражение взгляды как отечественных, так и зарубежных исследователей, показал, что в науке не выбрано четких и однозначных трактовок понятий «агрессия» и «агрессивность». Термин «агрессия», как отмечает Т.Г. Румянцева, «часто используется в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и обыденных - смыслов»

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно- захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие.

Х. Хекхаузен пишет, что «в обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению». Такое определение, по его мнению, может объединять в себе столь различные явления, как детская ссора и война, упрёки и убийство, наказание и бандитское нападение».

Это ещё раз подтверждает, что, во-первых, понятие «агрессия» может рассматриваться в самом широком контексте и, во-вторых, что учёные в основном склонны рассматривать её, по словам Т.Г. Румянцевой, «в строго поведенческой манере, понимая агрессию в терминах переменных, которые могут быть непосредственно наблюдаемы»

Наряду с понятием «агрессия» в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины «агрессивность» и «агрессивное поведение».

Американские исследователи Р. Берон и Д. Ричардсон дают формулировку агрессивному поведению (в какой бы форме оно не проявлялось) как поведению, направленному на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой. Э. Фромм понимает агрессивное поведение несколько шире: как любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животным, а также как причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действия человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Т. Г. Румянцева определяет поведение как агрессивное, на основании нормативного подхода, и решающее место отводит понятию нормы в поведении. Под нормой же можно понимать принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребёнка. Следовательно, агрессивным следует называть поведение удовлетворяющее двум обязательным условиям: когда имеют место пагубные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения в обществе.

Термин агрессивность относится к особенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению. Эта особенность приобретается в процессе развития человека и основывается на принципе социального научения, состоящего в частых, несоответствующих раздражителям агрессивных реакциях значительной интенсивности, направленных по отношению к широкому кругу социальных объектов. Кроме того, агрессивность часто характеризуется неспособностью к контролированию своих реакций, а так же проявлением враждебной установки по отношению к окружающей среде.

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Таким образом, под агрессией мы будем понимать «любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных», а под агрессивностью -- «свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии».

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессивного поведения может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).

Причины появления агрессивного поведения у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. Социолог М.Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия -- агрессию.

По мнению Г. Паренса, любая форма агрессивного поведения - враждебность, упрямство, упорство - вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. Предложенная Г. Паренсом классификация делит агрессивное поведение на две основные формы

Недеструктивое поведение (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения. Данная форма поведения мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний. Враждебное деструктивное поведение - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивное поведение связано с Y-хромосомами: ученые установили, что оно особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосом.

Такое агрессивное поведение генерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм - переживание чрезмерной боли или дистресса.

Таким образом, можно выделить комплекс факторов, провоцирующих возникновение агрессии.

Во - первых, это тип отношения родителей к ребенку. К формированию детской агрессивности приводят: отвержение, гиперсоциализация, гиперопека, насилие в семье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим.

Второй фактор - стрессы и негативные примеры в социальном окружении.

Третий фактор - индивидуальные особенности ребенка.

Четвертая из возможных причин - препятствование реализации базовых потребностей ребенка - потребности в движении, общении, внимании.

Наконец, последний фактор - биологический, связанный с неправильным формированием головного мозга или заболеваниями.