Бродяжничество как социальное явление

курсовая работа

Введение

Постоянный рост напряженности в социальной жизни нашего общества в последние годы, обусловленный неблагополучным экономическим положением, социально-демографическими психологическими и криминальными факторами, вызвал значительное увеличение количества детей и подростков с нарушениями социальных норм поведения. Ежегодно увеличивается количество детей и подростков, совершающих самовольные уходы из дома, детских учреждений и ведущих бродячий образ жизни.

Проблема бродяжничества была рассмотрена учеными в различных сферах: в педагогической (Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, В.Н. Гуров), в психологической (А.М. Прихожан, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, С.А. Бадмаев, и др.). Тем не менее, несмотря на большое количество научных трудов в данной области исследований, проблема бродяжничества среди детей - явление широкомасштабное, неисчерпавшее своей актуальности по сей день. Поэтому очень важно принять во внимание целый комплекс взаимозависимых факторов, оказывающих влияние на личность детей склонных к бродяжничеству.

Объект исследования - бродяжничество.

Предмет исследования - воспитанники Абаканского спец. ПУ.

Цель исследования - изучить особенности бродяжничества воспитанников Абаканского спец. ПУ.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме девиантного поведения и бродяжничества;

2. Выявить особенности бродяжничества в подростковом возрасте;

3. Рассмотреть способы предупреждения девиантного поведения.

Гипотеза: личностные особенности подростков, воспитывающихся только матерью будут располагать к более ярко выраженному явлению уходов и бродяжничества, по сравнению с воспитанниками, имеющими отца и мать.

В исследовании приняли участие 30 воспитанников Абаканского спец. ПУ подросткового возраста. Средний возраст испытуемых 13 лет. Выборка состояла из 15 подростков, имеющих отца, 15 воспитанников воспитывающихся в семье без отца.

Методологическую основу исследования составили работы Змановской Е.В. (2004), Клейберг Ю.А. (2001), Белоусовой З.И. (1998), Гилинского Я.И. (1997).

Для выявления особенностей явления бродяжничества среди воспитанников Абаканского спец. ПУ использовались следующие методики: теоретический анализ литературы по проблеме бродяжничества, тест-опросник "Склонность к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел" мужской вариант, "Шкала уходов и бродяжничества А.А. Резаков", "Тип акцентуации характера (характерологический опросник Леонгарда-Шмишека)".

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Делись добром ;)