logo
Образ "Я" и характер профессиональной деятельности

1.2 Профессиональное самоопределение

Вопросы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в последние годы приобрели особую актуальность.

Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе профессионального самоопределения предполагает анализ взаимодействия двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением и углублением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Но вместе с тем само самоопределение (сознание) вплетено в эту деятельность как ее компонент, направляющий, усиливающий, корректирующий, перестраивающий ее, т.е. функционально определяющий характер ее протекания. Отсюда задача постоянного учета личностных предпосылок самоопределения при организации деятельности учащихся.

Для младших подростков выбор профессии есть главным образом форма воплощения мечты о своем героическом будущем. Их интересует не конкретное содержание профессии, а та роль, которую она позволяет играть. Отсюда частая смена профессиональных намерений, огромное влияние внешнего образца. У подростков мотивационный центр выбора чаще всего расположен в области стремлений, не связанных прямо с самой профессиональной деятельностью, например, стремление стать самостоятельным. Подростки, как об этом свидетельствуют материалы, собранные Н.И. Крыловым, не переживают задачу выбора профессии как проблему, определяющую их помыслы, их активность. «…Выбор профессии в подростковом возрасте, - по справедливому замечанию Л. И. Божович, - может оказаться психологически даже и не выбором, а актом подражания товарищам, родителям или решением, принятым под непосредственным влиянием внешних обстоятельств или случайно возникшего интереса» .

Только в юности, благодаря новой социальной ситуации развития, проблема самоопределения становится актуальной для личности, определяющей её помыслы и переживания; существенно изменяются внутренние условия, опосредующие внешние воздействия на личность. Потребность в самоопределении становится стержневой в личности. Возникает внутренняя тенденция к интеграции уже имеющихся свойств и отношений, поскольку формулирование жизненного плана, оснований (мотивов) выбора требует внутренней согласованности и цельности. Трудно указать другую потребность, которая в такой же мере приводила бы к соподчинению разнообразных мотивационных тенденций. Эта интеграция проявляется уже в акте принятия профессионального намерения девятиклассником, который должен решить, идти ли ему в Х класс, ПТУ или техникум. Как в этом случае, так и при отсрочке принятия решения до окончания XI класса, старшеклассник стремится связать воедино свои представления об особенностях избираемой деятельности, ее престиже, собственных качествах и т. д.

Становление потребности в самоопределении означает появление нового и важнейшего для ранней юности источника развития: возникновение разнообразных противоречий личности, образующих движущие силы ее профессионального самоопределения. В обобщенном виде их можно представить как противоречие между потребностью и требованиями предпочитаемой деятельности, а также знаниями, умениями, способами, необходимыми для реализации встающих перед человеком целей.

Наиболее адекватной задачам исследования проблемы самоопределения нам представляется обоснованная М.С. Каганом классификация, критерий которой лежит в системе субъектно-объектных отношений. Структурный анализ такой системы, где «точкой отсчета» является деятельность субъекта, позволяет выделить четыре вида деятельности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную, в которых реализуются все возможные типы связей субъекта и объекта.

Познавательная деятельность подростков и юношей призвана обеспечить профессиональное просвещение учащихся. Совершенно очевидно, что нельзя говорить о сознательном и свободном выборе профессии, если старшеклассники не обладают сведениями о видах профессионального труда, требованиях, которые предъявляют к человеку определенные профессии. Речь идет, разумеется, об ознакомлении учащихся не со всеми профессиями (их более 30 тыс.), а с основными профессиями в различных отраслях производства, культуры, сферы обслуживания, а также с путями и условиями приобретения этих профессий.

Ознакомление с миром профессий может развертываться на двух уровнях - на уровне житейского познания и на уровне специально организуемого во внеклассной и учебной работе профессионального просвещения. Во всех случаях познавательная деятельность, взятая в ее «чистом» виде, обеспечивает отражение объективных отношений между профессиями, их содержания, общественной значимости. Однако сама по себе она не может обусловливать процесс самоопределения, поскольку познание есть отражение отношений между объектами, тогда как выбор профессии предполагает осознание не только объекта, его свойств, но и их значимости для субъекта.

Знакомство с миром профессий есть необходимое условие развертывания ценностно-ориентационной деятельности. Но только в последней возникает избирательное, непосредственное реагирование субъекта на конкретный вид человеческой деятельности. Процесс познания не содержит такой возможности, потому что особенности профессии не соотносятся в нем с потребностями субъекта. Личностный смысл порождается не объективным значением предмета, а реальной жизнью человека.

Таким образом, в процессе взаимодействия личности с системой профориентационных воздействий на основе познавательной и ценностно-ориентационной деятельностей (в их единстве) складывается система мотивов предпочтения конкретной деятельности (или сферы профессиональной деятельности). Иначе говоря, происходит развитие той стороны личности, которую можно назвать ее профессиональной направленностью. Вместе с нею либо несколько позднее под влиянием потребности смысла жизни возникает рефлексия личности на складывающиеся интересы и склонности, ее профессиональное самосознание. Последнее является преимущественно результатом ценностно-ориентационной деятельности. Если в формировании профессиональной направленности ценностно-ориентационная деятельность обеспечивает лишь осознание личностного смысла «значений», то формирование профессионального самосознания предполагает ее достаточно развернутую и активную форму, обеспечивающую самопознание и саморегуляцию.

Ценностно-ориентационная деятельность, являясь преимущественно внутренней психической деятельностью, менее заметна для стороннего наблюдателя. Однако она представляет существенный компонент процесса самоопределения, обеспечивая выработку системы ценностей, поиск своего признания, определение своего соответствия избираемой профессии. Значение данной деятельности выходит далеко за рамки процесса профессионального самоопределения, поскольку ее содержание образует «поиск смысла жизни, самостоятельное определение всех нравственных, политических, эстетических идеалов».

Преобразовательная деятельность старшеклассников, связанная с их склонностями, обеспечивает дальнейшее развитие профессиональной направленности и профессионального самосознания. Специфика различных профессий создает неодинаковые возможности для привлечения учащейся молодежи к реальной преобразовательной деятельности. Возникающие в ряде случаев ограничения в какой-то мере могут компенсироваться той разновидностью преобразовательной деятельности, когда преобразование существующего происходит в воображении (в форме проектирования или моделирования).

Взаимодействуя с познавательной и ценностно-ориентационной деятельностями, преобразовательная деятельность приобретает ведущую роль в процессе профессионального самоопределения. Возникновение действенных форм связи с предпочитаемой профессией обостряет противоречие между сложившимся к этому времени уровнем профессиональной направленности и объективными требованиями профессии к человеку. Последние не могут раскрыться для человека сразу во всей своей глубине и сложности. Поэтому при правильной организации деятельности как на этапе первоначальной пробы сил старшеклассников, так и в процессе последующей более самостоятельной деятельности человек все полнее отражает творческие возможности профессии. В связи с этим повышается уровень профессиональной направленности, который мы понимаем как степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии ее объективному содержанию.

Огромную роль в процессе профессионального самоопределения играет коммуникативная связь молодого человека с другими людьми. В связи с социальной природой человека деятельность общения является общим условием познания, выработки системы ценностей, преобразовательного труда и т.д.

Из всех основных видов деятельности важнейшее значение процессе профессионального самоопределения имеет преобразовательная деятельность, организованная как активная проба сил. Вовлечение старшеклассников в практическую деятельность, связанную с областью их профессиональных интересов, призвано способствовать успешному разрешению личностных противоречий образующих движущие силы развития профессиональной направленности и профессионального самосознания.