logo
Образ человека в психоаналитической философии

2.5 Самопознание и саморазвитие человека

Юнг придавал большое значение самопознанию и саморазвитию личности. Для этого, считает Юнг, необходимо изменение направленности сознания: ему следует отказаться от исключительной обращенности вовне. Вместо восприятия окружающего мира сознание должно обратиться вглубь психики, к ее бессознательной части. Самое увлекательное путешествие, по мнению Юнга, которое может совершить человек, это путешествие к своему бессознательному.

Юнг писал, что «сознание и бессознательное не составляют никакой цельности, если одно подавляет или причиняет вред другому. …Обе стороны имеют равные права. Обе они - аспекты жизни. Сознание должно защищать свой разум и свои возможности самоограждения, но и хаотическая жизнь бессознательного также должна иметь возможность следовать своему собственному характеру, в той мере, в какой мы можем его выносить. Это означает открытую борьбу и открытое сотрудничество. Так, вероятно, должна выглядеть человеческая жизнь. Это старая-престарая игра: молота и наковальни. Страдающее железо, оказавшееся между нами закаляется и выковывается в нерушимую цельность, а именно в “индивида”».

Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший в концепции и Юнга название индивидуация. Индивидуация - процесс становления личности, ее саморазвития. Юнг отмечал, что словом «индивидуация» (in-dividuation не- делимый) подчеркивается специфика этого процесса, в результате которого человек становится не-делимым, т.е. отдельным нераздельным единством или «целым».

Человеку, решившемуся на саморазвитие, по мнению Юнга, необходимо обратиться к поиску подлинно духовных ценностей, смысла жизни, стремиться реализовать свои творческие задатки. Индивидуацию не следует смешивать с индивидуализмом. Их отличие друг от друга можно определить по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям. Юнг писал: «действительный конфликт с коллективной нормой возникает только тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму, объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего индивидуализма. Но этот замысел, конечно, совершенно не жизненен. Поэтому он не имеет ничего общего с индивидуацией, которая, хотя и избирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме для ориентирования в своем отношении к обществу и для установления жизненно необходимой связи между индивидами в их общественной жизни».

Так, в учении Юнга, личностный рост непосредственно связан с полноценной общественной жизнью человека. Только личность может найти свое настоящее место в человеческом коллективе; только личности наделены способностью создавать сообщества, то есть по-настоящему интегрироваться в группы людей, а не просто быть отдельными «номерами» в безликой массе. Ведь масса - это лишь сумма индивидов, которая, в отличие от сообщества, никогда не может сделаться свободной и социально ответственной. Для Юнга самореализация - как в индивидуальном, так и в социальном смысле - становится условием морального развития человека и общества.

Подводя итог, необходимо сказать, что точка зрения Юнга на проблему человека не «расставила все точки над i», а стала очередным шагом на пути ее изучения. Заслуга Юнга заключается в том, что он выступил с критикой натуралистического подхода Фрейда к проблеме человека, указал на определяющую роль в человеческой жизни социокультурных факторов, призывал людей к самопознанию и духовному развитию. Однако Юнг в своем учении о человеке не смог до конца преодолеть биологизаторский уклон, характерный для фрейдовского понимания человека. Учение о коллективном бессознательном - врожденном психическом уровне - является ярким доказательством этого.