logo
Агрессивное поведение у детей

2.2 Анализ результатов исследования

агрессивный поведение детский

Результаты анкетирования педагога представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии агрессивности (По опроснику Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)

Имя Ф.

Пол

Возраст, лет

Балл

Уровень агрессии, чел.

низкая

средняя

высокая

1

Андрей Н.

м

8

3

+

2

Антон Г.

м

7

7

+

3

Антон Ч.

м

8

3

+

4

Артем М.

м

8

7

+

5

Виктор У.

м

7

3

+

6

Вова Н.

м

7

1

+

7

Диана Л.

ж

7

1

+

8

Женя С.

м

8

5

+

9

Катя С.

ж

7

8

+

10

Ксения М.

ж

8

4

+

11

Лариса В.

ж

8

2

+

12

Лена Я.

ж

7

5

+

13

Марина М.

ж

7

9

+

14

Настя Ж.

ж

8

5

+

15

Настя К.

ж

7

5

+

16

Оксана М.

ж

8

3

+

17

Олег А.

м

8

15

+

18

Оля Т.

ж

8

3

+

Всего баллов

89

13

4

1

Обобщая данные анкетирования выявилось следующее: высокий уровень агрессивности выражен только у 1 ребенка - Олега А. (5,6%); средний уровень агрессивности у 4 человек (22,2%) - (Антон Г., Артем М., Катя С.,Марина М.); у остальных детей(13 человек - 5 мальчиков и 8 девочек) уровень агрессивности в норме (72,2% от общего числа детей). Графически результаты анкетирования отражены на рисунке 1 и 2.

Рисунок 1 - Общий уровень агрессии, чел. (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)

Рисунок 2 -Уровень агрессивности детей, балл (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)

Опросник Баса-Дарки по определению уровня и видов преобладающей агрессии, также подтвердил, что уровень агрессии у тестируемых детей находится в норме. Результаты тестирования представлены в табл. 3.

Таблица 3 - Результаты тестирования (Опросник агрессивности Баса-Дарки)

Имя Ф.

Пол

Возраст, лет

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс агрессивных реакций

Индекс

враждебности

1

Андрей Н.

м

8

4

3

5

1

7

3

9

3

21

10

2

Антон Г.

м

8

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

3

Антон Ч.

м

7

6

6

6

4

1

7

4

6

22

8

4

Артем М.

м

8

7

6

6

0

6

5

6

2

25

11

5

Виктор У.

м

7

4

5

3

4

1

7

7

6

19

8

6

Вова Н.

м

7

6

4

7

5

1

2

6

6

23

3

7

Диана Л.

ж

8

4

5

3

4

1

7

7

6

19

8

8

Женя С.

м

8

4

5

3

4

1

7

6

8

18

8

9

Катя С.

ж

7

5

4

4

2

4

6

8

5

21

10

10

Ксения М.

ж

8

6

6

6

4

5

4

4

6

22

9

11

Лариса В.

ж

8

4

3

5

1

7

3

9

3

21

10

12

Лена Я.

ж

7

6

6

6

4

1

7

4

6

22

8

13

Марина М.

ж

7

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

14

Настя Ж.

ж

8

4

5

3

4

1

7

6

8

18

8

15

Настя К.

ж

7

5

4

4

2

4

6

8

5

21

10

16

Оксана М.

ж

8

7

6

6

0

6

5

6

2

25

11

17

Олег А.

м

7

5

5

7

1

7

4

9

5

26

14

18

Оля Т.

ж

8

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

Всего баллов

95

88

95

55

56

95

123

98

Индекс агрессивных реакций = Физическая агрессия + косвенная агрессия + раздражение + вербальная агрессия

Индекс враждебности = обида + подозрительность

По результатам тестирования, как показатель агрессивности, так и индекс враждебности находятся в норме, существенных отклонений в ходе исследования не замечено.

Рисунок 3 -Показатели агрессивности детей (Баса-Дарки)

В группе наблюдаются все виды агрессии, но преобладающей являются вербальная агрессия, однако четко просматривается достаточно высокий уровень физической агрессии, а также чувства вины, раздражения и подозрительности (рисунок 4).

Рисунок 4 -Средний показатель агрессии (Баса-Дарки), балл

Таблица 4 - Результаты по методике «Несуществующее животное»

Имя Ф.

Пол

Возраст,

лет

Балл

Уровень агрессивности, чел.

низкая

средняя

высокая

1

Андрей Н.

м

8

3

2

Антон Г.

м

7

9

3

Антон Ч.

м

8

6

4

Артем М.

м

8

11

5

Виктор У.

м

7

6

6

Вова Н.

м

7

4

7

Диана Л.

ж

7

3

8

Женя С.

м

8

7

9

Катя С.

ж

7

2

10

Ксения М.

ж

8

5

11

Лариса В.

ж

8

6

12

Лена Я.

ж

7

7

13

Марина М.

ж

7

8

14

Настя Ж.

ж

8

1

15

Настя К.

ж

7

8

16

Оксана М.

ж

8

11

17

Олег А.

м

8

14

18

Оля Т.

ж

8

1

Всего баллов

112

15

3

0

Результаты исследования уровня агрессивности по тесту «Несуществующее животное» показал также низкий уровень агрессии детей младшего школьного возраста, причем детей с высоким уровнем агрессии в классе не выявлено вообще и всего 3 ребенка показали средний уровень, остальные дети имеют нормально выраженную агрессию (рис. 5, 6). Это подтверждает наше предположение о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов.

Рисунок 5 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», чел.

Рисунок 6 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», балл

Таким образом, подводя итог данного исследования, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в данной группе преобладают дети с нормальной степенью агрессии. Однако, при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий видно, что определенные формы проявления агрессии имеют почти все дети. У большинства испытуемых проявляется вербальная агрессия, менее выражены физическая агрессия, обида, подозрительность, чувство вины. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости, и свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где могут проявлять агрессивно, сердиться на окружающих и т.д.