Особенности личности и семейной социализации адаптивных и дезадаптивных студентов

дипломная работа

1.2 Психологические факторы, влияющие на процесс адаптации к условиям обучения в ВУЗе

Социально - психологическая адаптация непосредственно связана с индивидуальными особенностями человека, с развитием, проявлением индивидуальности личности. Ее специфической особенностью является включенность в общность, опосредованная индивидуальными особенностями человека, и направленная на развитие и дальнейший рост индивида в условиях выполнения совместной деятельности.

Для адаптации в конкретной социальной среде важно умение быстро находить свое место в совместной деятельности, осваивать свою роль в этом коллективе, уметь найти возможность для проявления своих способностей и интересов [20].

Для первокурсников процесс социально - психологической адаптации осложняется кризисом подросткового возраста.

Даже при успешном поступлении в ВУЗ, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, формирование новой структуры общения вызывают значительную психическую напряженность и необходимость, с одной стороны, активизации адаптивных поведенческих стереотипов, с другой стороны, выработки новых механизмов приспособления: усиление произвольной активности, обусловленной индивидуальными особенностями субъекта, приведения в действие механизмов саморегуляции (как наследственно обусловленных, так и приобретенных) [16].

Мотивы поступления в ВУЗ определяют стиль студенческой жизни, избираемый первокурсником, и оказывают, несомненно, воздействие на успешность, удовлетворительную успешность либо неуспешность адаптации.

Не менее важным психологическим фактором, также оказывающим воздействие на адаптивные процессы и формирование навыков межличностных отношений, является наличие адекватной Я - концепции и самооценки.

Окружающие часто отвергают подростков с низкой самооценкой. Одним из признаков нарушений, возможных в юношеском возрасте, является неспособность дружить или знакомиться с новыми людьми [25].

Плохая социальная адаптация, которая связана с негативной Я-концепцией и низкой самооценкой, может проявляться по - разному. Подростки с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим вопросам. У таких подростков чаще развиваются чувства изоляции и одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают напряжение и неловкость, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими; они обычно позволяют другим принимать за них решения, так как им не хватает уверенности в себе [4].

На успешность адаптации также влияют адаптивные психофизиологические возможности, темперамент, уже сформировавшиеся индивидуальные характеристики, такие как: эмоциональные, мотивационные, волевые и когнитивные особенности [20].

Таким образом, под адаптацией понимается тенденция субъекта к реализации и воспроизведению в деятельности уже имеющихся у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом.

Анализируя объективные и субъективные причины проблемы адаптации студентов к обучению в ВУЗе, можно выделить различные ее стороны, требующие своего решения. Это - организационные аспекты, вызванные недостаточно продуманной организацией учебной деятельности; валеологические, требующие решения множества вопросов связанных со здоровьем учащихся; культурологические, высвечивающие массу проблем нравственного воспитания. Психологические аспекты проблемы продиктованы изменением формы организации обучения.

Существенное значение в процессе адаптации к обучению в ВУЗе имеет психологическая готовность к познавательной деятельности. Как справедливо отмечается Е.А. Зенковой [8], существующая система оценок готовности абитуриентов к получению образования явно недостаточна. Необходимо учитывать не только когнитивный, но мотивационный и продуктивный компоненты. Мотивационный компонент определяется мотивами, которые побуждают студентов к познавательной деятельности. Показано, что у младшекурсников профессиональные намерения выражены недостаточно. Продуктивный компонент, представляющий собой способность студентов к моделированию заданной предметной области, также не сформирован. Студентам младших курсов свойственны малопродуктивные стили учебной деятельности, которые к старшим курсам, при условии преодоления психологических барьеров, заменяются более продуктивными [5].

Не меньшее значение имеют возрастно-половые закономерности адаптационных процессов, характерные для юношеского возраста, - «центрального периода становления характера и интеллекта» по Б.Г. Ананьеву, предполагающие дифференцированный подход к субъектам учебного процесса. Кроме того, существуют психологические аспекты адаптации к новой социальной ситуации развития, вызванные поступлением в высшее учебное заведение, способствующие развитию негативных психических состояний, в числе которых одиночество и коммуникативный стресс [24].

Важным фактором психологической дезадаптации студентов являются кризисы личностного роста. Так, А.А. Тарсаковой [23] была получена информация, дающая основания говорить о низком уровне личностного развития у студентов первого курса. Позднее, О.И. Белохвостовой [6] были выявлены факторы, выполняющие роль психологических барьеров личностного развития студентов: собственная инерция, безответственность, низкий уровень самообразования, пассивность, отсутствие поддержки со стороны преподавателей, кажущаяся враждебность окружающих.

Таким образом, показано, что начало обучения в ВУЗе может рассматриваться как кризисный этап в становлении личности. Можно предположить, что на этапе поздней юности происходят некоторые регрессивные изменения личности, характеризующиеся ее заметной перестройкой и сопровождающиеся ухудшением личностных показателей. В юношеском возрасте переход от школьного к вузовскому обучению является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на нервно-психическом состоянии студентов и их личностном развитии.

Делись добром ;)