logo
Особенности межличностных отношений младших школьников на начальном этапе обучения

2.1 Обеспечение позитивных межличностных отношений в школьном классе

Любая группа людей имеет свою социально-психологическую структуру. С точки зрения социометрии структура выглядит так: звезды, предпочитаемые, не предпочитаемые - выделяется несколько кругов. В повседневной речи педагогов и научной литературе для описания отношений в группах учащихся часто используются такие понятия как «лидер», «предпочитаемый», «аутсайдер». Лидеры могут быть как положительные (принимающие правила транслируемые педагогами), так и отрицательные (конфликтующие с учителями и школьными порядками).

Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:

- возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек в возрасте 11-13 лет);

- притеснение одними детьми других;

- успешность и не успешность детей;

- в старших классах активизируются на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.

Известным фактом является наличие в классах микрогрупп и столкновений между ними. Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать классному руководителю.

Не редки проблемы, возникающие между учащимися и учителями, и они обусловлены тем, что каждый учитель имеет свой стиль, симпатии, антипатии. Не всегда стиль учителя совпадает со стилем класса, тем более, если есть другой пример. Часто у учителей просто не хватает терпения и это вызывает проблемы в межличностных отношениях учителя и учащихся. В этом объективном многообразии проблем возникает вопрос - что же может сделать классный руководитель, как он может повлиять на подобные ситуации? Он должен определенным образом смягчать возможные трения в данной сфере.

Заданию снисходительности, терпимости друг к другу содействуют многие испытанные приемы практической педагогики каникул. Широко известная норма - «закон доброго отношения к людям», или большое число разнообразных легенд, притч, имеющих различные оттенки, но говорящие о внимании к друг к другу, умении прощать, приходить на помощь и проч. обычных проявлениях обычной бытовой гуманности[11].

Прежде всего, задавать позитивный тон взаимоотношений. Все люди заряжаются и заражаются друг от друга (положительными или отрицательными) эмоциями. Поэтому классному руководителю просто необходимо следить за тем как он выглядит, что говорит. Нервозность, истеричность, уныние заносят в детские коллективы нередко сами педагоги, плохо отдавая себе отчет в своих проявлениях.

«Внимательно наблюдать за отношениями». Для изучения межличностных отношений не редко применяется такая общеизвестная методика как социометрия. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Высказав свою озабоченность отношениями, которые складываются в классе, можно задать простой вопрос. Вообще индивидуальные разговоры играют значительную роль в работе по обеспечению нормальных отношений между ребятами. Индивидуальные разговоры могут быть и убеждающего характера, это могут быть и прямые требования (не делать чего-либо). Например, если вы заметили, что кто-то кого-то обижает, то индивидуальный разговор будет вполне уместен. Не надо выносить увиденное вами на всеобщее обозрение. Ведь можно и ошибиться, а можно дать право на ошибку вашему воспитаннику. Важно опираться на лидеров. Однако, для того, чтобы лидеры могли реализовать свои претензии на лидерство и при этом быть успешными, требуется специальная работа с ними: консультации, инструктажи, просьбы, которые помогли бы выполнить возложенные на него обязанности с блеском. С другой стороны, весьма важно поддерживать высокий социальный статус лидеров, публично демонстрируя уважительное к ним отношение. Не делая секрета из того, что с ними классный руководитель советуется. Здесь важно уберечься от заискивания и чрезмерного преувеличения заслуг.