Взаимоотношения в семье и социометрический статус школьника
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает влияние на человека и является «источником», питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности и роли Кон, И.С. Ребенок и общество. - М.: изд-во Наука, 1988. - С. 72.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, то есть учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, учащегося, студента, служащего, супруга и родителя Кон, И. С. Социологическая психология: избранные психологические труды / И. С. Кон. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - С. 381.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания Кон, И.С. Ребенок и общество. М.: изд-во Наука, 1988. - С. 73. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм Социальная психология личности./Под ред. М.И.Бобнева, Е.В. Шорохова - М.: Изд-во «Наука»,1979.- С.89.
Взаимоотношения в семье являются базой построения отношений в школе. Отношения имеют важное значение в любом возрасте, но особенно значимыми они становятся в подростковом возрасте; важно определение факторов, которые могут влиять на взаимодействие с другими людьми, - сверстниками, взрослыми и другими людьми. Исследование представленной мной темы, её дальнейшее изучение помогут спланировать коррекционные психолого-педагогические и консультационные мероприятия по разрешению и предотвращению возможных конфликтов в межличностных отношениях и влияние на них, как внешний, так и внутренних факторов (в частности уровень взаимоотношений в семье).
Цель исследования: установить связь между уровнем взаимоотношений в семье и социометрическим статусом школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровни взаимоотношений подростков в семье
3. Изучить социометрический статус подростков.
4. Составить план коррекционно-педагогических мероприятий.
Гипотеза: существует связь между уровнем взаимоотношений в семье и социометрическим статусом школьника
Методическая основа исследования:
В исследовании были использованы следующие методы - теоретический анализ и обобщение научной литературы, опрос, социометрический анализ.
Предмет исследования: межличностные отношения.
Объект исследования: уровень взаимоотношений подростка в семье и межличностных отношений.
Методики:
1. Опросник социализации для школьников «Моя семья»
2. Исследование проксемического поведения несовершеннолетних с помощью шкалы CIDS.
семья социометрический статус школьник