1.1 Различные подходы к пониманию явления толерантности
С точки зрения социальной психологии, толерантность (от лат. tolerantia -- терпение) -- это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание -- это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). Пусковой механизм появления и проявления толерантности -- это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир).
По данным ООН: «Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки:
- в английском языке толерантность -- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;
- во французском -- «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;
- в китайском -- быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;
- в арабском толерантность -- это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим»;
- в персидском -- «терпение, терпимость, выносливость» [5, с. 5-6].
Показательным является определение толерантности С. Мендаса как «намеренного допущения или воздержания от препятствования действиям, рассматриваемым... даже как ложные с моральной точки зрения» [ 20, с.1251]. Человеку может быть что-то не понятно в плане других нравственных норм, другой культуры, но это не дает ему право чувствовать свое превосходство. Толерантность подразумевает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.
Многие авторы для определения толерантности пользуются категорией «свое-чужое», обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой--факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. В парадигме «свое-чужое» «толерантность -- это не пассивное принятие, а активный поиск соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого -- это элемент конформности, т. е. процесса потенциально возможной потери индивидуальности» [4, с.32].
Г. Л. Бардиер выделяет 4 детерминирующих толерантность подструктуры:
1. Индивид (прежде всего возраст, пол и особенности функционирования нервных процессов).
2. Индивидуальность (темперамент, характер, индивидуальные избирательные связи человека с окружающей действительностью).
3. Личность (аффективные, когнитивные и коммуникативные свойства личности и личностные ресурсы -- задатки, способности, уровень сформированности «Я-концепции» и др.).
4. Субъект деятельности (весь репертуар активности личности -- потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки) [4, c. 62].
В рамках коммуникативной толерантности выделяются:
- ситуативная коммуникативная толерантность (к конкретному другому человеку: брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику);
- типологическая коммуникативная толерантность (к собирательным типам личностей или группам людей: к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии, типу мужчин, типу женщин);
- профессиональная толерантность (к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности);
- общая коммуникативная толерантность [15].
Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты:
- отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира;
- милостивое равнодушие к различиям («Пусть расцветают все цветы»);
- принципиальное признание того, что и «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь;
- открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться;
- восторженное одобрение различий (они воспринимаются как культурная ипостась многообразия творений Божьих);
- одобрение функциональное, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии [16, с. 27].
Рассматривая толерантность как моральный идеал, в качестве основных ее характеристик Питер П. Николсон предлагает использовать:
1. Отклонение. То, к чему относятся толерантно, отклоняется от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное.
2. Важность. Предмет отклонения не тривиален.
3. Несогласие. Толерантный субъект морально не согласен с отклонением.
4. Власть. Субъект толерантности обладает властью, необходимой для попытки подавить предмет толерантности (или, по крайней мере, воспротивиться либо помешать ему).
5. Не-отторжение. Тем не менее толерантный субъект не применяет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению (не-отторжение, а не обычно используемое «принятие») [14, с. 131-132].
Е. Ю. Клепцова выделяет следующие преобладающие формы терпимого, толерантного и нетерпимого отношений:
- «Черепаха Тортилла» - преобладание снисхождения как формы выражения терпимого отношения.
- «Миролюбец» -- преобладание сотрудничества как формы выражения терпимого отношения.
- «Альтруист» -- преобладание уступчивости как формы выражения терпимого отношения.
- «Сноб» -- преобладание высокомерия как формы выражения толерантного отношения.
- «Стоик» -- преобладание терпеливости как формы выражения толерантного отношения.
- «Золушка» -- преобладание беспомощности как формы выражения толерантного отношения.
- «Диктатор» -- преобладание пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения.
- «Снежная Королева» -- преобладание отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения.
- «Боец» -- преобладание импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения [7, с. 12].
Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т. П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:
- толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому;
- толерантность как культурологическая норма (иными словами--толерантность внешнего выражения);
- толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному;
- толерантность к тому, кто наносит нам вред;
- толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела [ 12 ].
В качестве симптомов нетерпимости и типовых особо тяжелых проявлений нетолерантных отношений (нетерпимости) Бетти Э. Риэрдон выделяет: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, дискриминацию, преследование, осквернение (или порчу), запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегацию (включающую апартеид), подавление и насилие (включающее геноцид) [10].
- Введение
- Глава 1. Теоретический анализ социально психологического феномена толерантности
- 1.1 Различные подходы к пониманию явления толерантности
- 1.2 Соотнесение понятий «доверие» и «толерантность»
- 1.3 Воспитание «толерантной» личности в современном обществе
- Глава 2. Психологический феномен принятия себя
- 2.1 Анализ самопринятия с позиции отечественной психологической школы
- 2.2 Зарубежные концепции принятия себя в соотношении с принятием других
- Глава 3. Особенности принятия себя и других у студентов Вуза
- 3.1 Организация и методы исследования
- Адаптация студентов к условиям обучения в вузе
- Приёмы самоанализа, самооценки процесса и результатов учебной деятельности студента вуза.
- 3. Психологические трудности студентов в ходе обучения в вузе
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- I. Некоторые особенности обучения студентов в вуЗе.
- Особенности самоактуализации личности студента на разных этапах обучения в вузе
- Динамика профессионального самосознания студентов туристского вуза