logo
Особенности принятия себя и других у студентов ВУЗа

1.1 Различные подходы к пониманию явления толерантности

С точки зрения социальной психологии, толерантность (от лат. tolerantia -- терпение) -- это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание -- это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). Пусковой механизм появления и проявления толерантности -- это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир).

По данным ООН: «Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки:

- в английском языке толерантность -- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;

- во французском -- «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;

- в китайском -- быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;

- в арабском толерантность -- это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим»;

- в персидском -- «терпение, терпимость, выносливость» [5, с. 5-6].

Показательным является определение толерантности С. Мендаса как «намеренного допущения или воздержания от препятствования действиям, рассматриваемым... даже как ложные с моральной точки зрения» [ 20, с.1251]. Человеку может быть что-то не понятно в плане других нравственных норм, другой культуры, но это не дает ему право чувствовать свое превосходство. Толерантность подразумевает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

Многие авторы для определения толерантности пользуются категорией «свое-чужое», обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой--факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. В парадигме «свое-чужое» «толерантность -- это не пассивное принятие, а активный поиск соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого -- это элемент конформности, т. е. процесса потенциально возможной потери индивидуальности» [4, с.32].

Г. Л. Бардиер выделяет 4 детерминирующих толерантность подструктуры:

1. Индивид (прежде всего возраст, пол и особенности функционирования нервных процессов).

2. Индивидуальность (темперамент, характер, индивидуальные избирательные связи человека с окружающей действительностью).

3. Личность (аффективные, когнитивные и коммуникативные свойства личности и личностные ресурсы -- задатки, способности, уровень сформированности «Я-концепции» и др.).

4. Субъект деятельности (весь репертуар активности личности -- потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки) [4, c. 62].

В рамках коммуникативной толерантности выделяются:

- ситуативная коммуникативная толерантность (к конкретному другому человеку: брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику);

- типологическая коммуникативная толерантность (к собирательным типам личностей или группам людей: к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии, типу мужчин, типу женщин);

- профессиональная толерантность (к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности);

- общая коммуникативная толерантность [15].

Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты:

- отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира;

- милостивое равнодушие к различиям («Пусть расцветают все цветы»);

- принципиальное признание того, что и «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь;

- открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться;

- восторженное одобрение различий (они воспринимаются как культурная ипостась многообразия творений Божьих);

- одобрение функциональное, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии [16, с. 27].

Рассматривая толерантность как моральный идеал, в качестве основных ее характеристик Питер П. Николсон предлагает использовать:

1. Отклонение. То, к чему относятся толерантно, отклоняется от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное.

2. Важность. Предмет отклонения не тривиален.

3. Несогласие. Толерантный субъект морально не согласен с отклонением.

4. Власть. Субъект толерантности обладает властью, необходимой для попытки подавить предмет толерантности (или, по крайней мере, воспротивиться либо помешать ему).

5. Не-отторжение. Тем не менее толерантный субъект не применяет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению (не-отторжение, а не обычно используемое «принятие») [14, с. 131-132].

Е. Ю. Клепцова выделяет следующие преобладающие формы терпимого, толерантного и нетерпимого отношений:

- «Черепаха Тортилла» - преобладание снисхождения как формы выражения терпимого отношения.

- «Миролюбец» -- преобладание сотрудничества как формы выражения терпимого отношения.

- «Альтруист» -- преобладание уступчивости как формы выражения терпимого отношения.

- «Сноб» -- преобладание высокомерия как формы выражения толерантного отношения.

- «Стоик» -- преобладание терпеливости как формы выражения толерантного отношения.

- «Золушка» -- преобладание беспомощности как формы выражения толерантного отношения.

- «Диктатор» -- преобладание пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения.

- «Снежная Королева» -- преобладание отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения.

- «Боец» -- преобладание импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения [7, с. 12].

Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т. П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:

- толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому;

- толерантность как культурологическая норма (иными словами--толерантность внешнего выражения);

- толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному;

- толерантность к тому, кто наносит нам вред;

- толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела [ 12 ].

В качестве симптомов нетерпимости и типовых особо тяжелых проявлений нетолерантных отношений (нетерпимости) Бетти Э. Риэрдон выделяет: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, дискриминацию, преследование, осквернение (или порчу), запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегацию (включающую апартеид), подавление и насилие (включающее геноцид) [10].