logo
Особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития

1.2. Понятие «атипия психического развития». Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития

Атипия психического развития -- одна из базовых особенностей лиц с наличием фактора левшества, проявляющаяся в изменении нейропсихологической схемы онтогенеза, в последовательности и специфике формирования ВПФ.

Левшество - проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество истинное, генетически заданное.

Леворукость - это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.

Понятия «леворукость» и «левшество» не являются синонимами.

Виды левшевства:

· генетическое левшество

Ученые Оксфордского университета обнаружили ген ЛРРТМ 1, устанавливающий «правила» работы правого и левого полушарий мозга. Это объясняет тот факт, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

· "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария.

Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.

· "вынужденное" левшество

Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

· псевдолеворукость

К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Таким образом, у детей с атипией психического развития (не позволяющей сформироваться ни межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий) не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость, либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук. Несформированность межполушарного взаимодействия не имеет прямого отношения к левшеству. Зачастую, через несколько занятий под руководством психологов, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.

· "скрытое левшество", т. е. смена доминирующего полушария.

Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

Право - или леворукость -- одно из важнейших психофизиологических свойств, отражение которого, актуализируется в типе мозговой организации психических процессов человека. Атипия психического развития актуализирует себя именно в том, что у детей-левшей базовая нейропсихологическая схема онтогенеза если не рассыпается, то существенно изменяется.

Поскольку, по-видимому, конкретный психологический фактор у левши может быть «совмещен» с абсолютно не адекватной ему зоной мозга (например, оптико-гностический -- с левой височной областью, а фонематический слух -- с теменными структурами), можно с большей долей уверенности говорить, что его становление в онтогенезе идет не непосредственно, а опосредованно и многоканально. Соответственно выстраиваются психические функции и межфункциональные связи. Кроме того, если для правшей естественна определенная последовательность факторо - и функциогенеза, у левшей она менее предсказуема.

Реальность такова, что практически все дети-левши изыскивают самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичный (в традиционном понимании) фактор, решать проблемы, прямо связанные с его актуализацией. Феноменологически это - функциогенез ниоткуда. Однако анализ показывает, что базисным для левши стал иной фактор, который подчас у правшей вообще не актуален. Но власть детей-левшей над собственным факторогенезом обрывается там, где в психическую деятельность должны включаться процессуальные, динамические параметры, что также обусловлено их мозговой организацией.

Здесь нет дополнительных возможностей для формирования фактора: кинетика в широком смысле либо актуализируется плавно, сукцессивно, в заданном направлении, либо, напротив, «буксует» на каждом шагу. Отсюда столь типичный для левшей неблагополучный, сравнительно поздний дебют моторных компонентов любой функции и обнаруживающие себя в течение всей их жизни чисто динамические трудности в речи, памяти, движениях и т.п. [10;65]

Индивидуальные психологические проявления в деятельности леворуких детей отображаются в следующем: у них преобладает синтетический стиль познания, то есть, для понимания материала им необходимо более длительное поэтапное его прорабатывание. Также леворукие дети характеризируются слабым вниманием, переключением и концентрацией, и слабой зрительной памятью, наблюдаются нарушения пространственного восприятия, познание вербальных стимулов у них лучше, чем невербальных. Леворукие дети характеризируются эмоционально - психологическими особенностями, такими как: повышенная эмоциональная чувствительность, раздражительность, ранимость, повышенный уровень тревожности, есть склонность к развитию фобий, также у них заниженный общий эмоциональный фон. [2; 23]

У детей с левшевством может наблюдаться позднее появление речи, однако, сразу сформированными грамматическими предложениями. Левши как бы копируют речь целиком, не анализируя ее составляющие. Так же эта категория детей чаще подвержена заиканию, то есть логоневрозу. Связанно это с повышенной эмоциональностью и чувствительностью левшей и слабостью речевой функции. То есть сильные переживания ребенка разрушают психически слабое звено - речь. Чтобы подстроится под наш праворукий мир, природа наделила левшей способностью к запоминанию большого количества информации и высокой способностью к самоконтролю.

Один из самых высоких рангов у левшей -- уровень самоконтроля.

Безусловно, опора на богатый арсенал средств на порядок увеличивает количество степеней свободы для достижения той или иной цели, что и констатируется постоянно в леворукой популяции как повышенная креативность, способность к нетривиальным решениям и пр. Но это и свидетельство слабости, ненадежности адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы, что и наблюдается у левшей, в том числе в онтогенезе -- частые аффективные срывы, тенденция к эмоционально-личностной незрелости, психосоматическим пароксизмам и т.п.

Очевидно, что при атипии психического развития не формируется полноценно средний уровень психической регуляции -- уровень психических операций и автоматизмов. Эти дети в течение длительного срока привлекают максимум внешних, осознаваемых средств, для овладения теми навыками, которые у правшей формируются и закрепляются независимо от их желания, просто по определенным законам психического развития. Левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей.

Мышление левши не типично с точки зрения правшей. Таким образом, трудности левшей, связанные с особенным способом мыслительной деятельности с другой стороны оказываются плюсом для них самих. И действительно, история знает целый список выдающихся людей, которые были левшами. Среди них Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Уинстон Черчилль, Чарли Чаплин, Мерлин Монро, Александр Пушкин, Лев Толстой, Льюис Кэрролл и другие.

Семенович А.В. в своей книге «Эти невероятные левши», пишет о том, что в воспитании и педагогическом сопровождении ребенка левши, важно не переучить его под наш праворукий мир, а дать ему те средства, которыми мы правши, пользуемся в своей мыслительной деятельности. То есть мы трепетно относимся к особенностям левшей, но даем средства для опоры в нашем мире, где ребенок сохраняет свои уникальные особенности видения мира и получает возможность социализироваться в мире правшей. [13; 71-77]

Таким образом, атипия психического развития -- это особенность левшевства, проявляющаяся в изменении нейропсихологической схемы онтогенеза, в последовательности и специфике формирования ВПФ. Становление межполушарных взаимодействий весьма проблематично при атипии. Вследствие этого традиционны для детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития задержки речевого развития, овладения письмом, чтением: ведь все это требует организованной парной работы полушарий. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат. [12; 182]