Введение
Актуальность темы исследования. Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Всё это объединяется понятием «девиантное поведение». Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил поведения. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Социально-экономические преобразования в России затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все это особенно болезненно сказалось на жизни детей и подростков.
Формы девиантного поведения оказывают влияние на интеллектуальные способности подростка, на познавательные процессы. А ведь количество подростков с отклоняющимся поведением всё возрастает. Между тем, современный мир требует от человека высокого развития интеллекта, а главное, творческих способностей. Оказывает ли влияние девиантное поведение на творческое мышление подростков, то есть на креативность? Существует ли взаимосвязь между девиантным поведением и креативностью? Именно этот вопрос и является проблемой данного исследования.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь девиантного поведения и креативности.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: девиантное поведение подростков и его влияние на креативность.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, признаки, причины девиантного поведения
2. Проанализировать особенности креативности
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи девиантного поведения и креативности
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что между девиантным поведением и креативностью существует следующая взаимосвязь: чем более выражено девиантное поведение подростка, тем меньшей креативностью он обладает.
Методики исследования:
1. Анкета для педагогов, направленная на выявление степени выраженности девиантного поведения у подростков
2. Диагностика невербальной креативности (методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным)
3. Диагностика вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным)
База исследования: Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Исток» г. Москвы.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности и девиантного поведения
- 1.1 Девиантное поведение: понятие, признаки, причины
- 1.2 Понятие и особенности креативности
- Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи креативности и девиантного поведения
- 2.1 Цель, задачи, гипотеза исследования