logo
Агрессивность и наследственность

1.1 Агрессивное поведение

Агрессивное поведение является одной из форм человеческой активности. Под агрессией обычно понимают деструктивное межличностное взаимодействие [1, с. 192].

В своих трудах К. Лоренц писал, что "для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских потасовок и т.п. и заканчивая в конце концов войной и атомной бомбой" [21, с.221]. В теории К. Лоренца агрессия человека уподобляется агрессии животных и объясняется это чисто биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником.

Категорию “агрессивность” обычно относили к разделу производных. Бытовали только две, почти согласованные точки зрения на смысл этого понятия:

1) нападение и захват, сопровождающиеся актами насилия;

2) незаконное с точки зрения права, морали и этики применение силы. Однако существует еще одна сущность агрессивности - диалектическая и фундаментальная. Следует отметить, что это не отрицает негативности в содержании первых двух смысловых толкований агрессивности. Просто эти разные сущности агрессивности должны трактоваться на разных системных уровнях, и поэтому будут иметь различный смысл.

Категорию “агрессивность” в ее диалектическом содержании следует рассматривать в ее связях с процессами исторической эволюции человека и с концепциями социальной антропологии. Зигмунд Фрейд в свое время выделил два основных инстинкта человека - танатос и эрос. Первый является инстинктом смерти, второй - инстинктом жизни. Первый инстинкт - танатос, связан с самосохранением жизни. В нем диалектически рассматривается смерть как вечная угроза жизни. Второй инстинкт - эрос, связывается с жизненной активностью.

Проявление агрессии часто отождествляется с проявлением “инстинкта смерти”. Конрад Лоренц считает, что это такой же инстинкт, как и все остальные инстинкты, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. Однако, у человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям. Аналогично, хотя и не столь драматично - обстоит дело с другими инстинктами.

Равномерное распределение в пространстве животных одного и того же вида является важнейшей функцией внутривидовой агрессии. Для человека этот инстинкт воплотился в стремление к равномерному распределению ресурсов, однако, на практике мы не видим никакой равномерности ни на уровне стран (глобализм), ни на уровне личных капиталов (богатые и бедные). Это первая причина выхода инстинкта агрессии за рамки равновесного состояния.

Социальная дивергенция (внутривидовая) может привести к появлению этнических и поведенческих стереотипов не только совершенно бесполезных в смысле приспособления к окружающей действительности, но и прямо вредных для сохранения самого человечества. В результате развитие может зайти в социальный тупик. Такое всегда происходит, когда отбор направляется всего лишь одной конкуренцией сородичей, без связи с вневидовым окружением. Едва лишь люди продвинулись настолько, что, будучи вооружены, одеты и социально организованы, смогли в какой-то степени ограничить внешние опасности - голод, холод, диких зверей, так что эти опасности утратили роль существенных селекционных признаков, - как тотчас же в игру должен был вступить внутривидовой отбор. Отныне движущим фактором отбора стала война, которую вели друг с другом враждующие соседние племена. А война должна была до крайности развить все так называемые “воинские доблести”.

Еще одна роль агрессии - возникновение иерархии отношений начиная от сообщества социальных животных до современного человеческого общества для упорядочения совместной жизни. Состоит она попросту в том, что каждый знает, кто сильнее его самого, а кто слабее. Широкое распространение иерархии убедительно свидетельствует о ее важной видосохраняющей функции - избежание борьбы между членами сообщества.

Большинство специалистов настаивают на том, что в качестве агрессии может рассматриваться только поведение, включающее в себя намеренное причинение вреда живым существам.

Главная опасность инстинкта агрессии состоит в его спонтанности. Это не просто реакция на определенные внешние условия, которые можно изучать и исключать, это внутренняя сущность живой целеустремленной личности [16, с.352], [17, с.349].

Деструктивностью может характеризоваться как внешняя, предметная сторона активности, так и внутренние, интрапсихические её компоненты. При этом возможны различные сочетания и комбинации, определяющие своеобразие конкретных агрессивных актов.

В изучении агрессии существуют разные теоретические направления, представители которых по-своему интерпретируют её сущность и истоки. Так, последователи теории инстинкта рассматривают агрессивное поведение как врождённое. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространённой теории, полагал, что агрессия берёт своё начало во врождённом инстинкте смерти, направленном на собственного носителя, т.е. считал, что по своей сущности агрессия - это тот же инстинкт, только спроецированный вовне и направленный на внешние объекты. По мысли теоретиков-эволюционистов, источником агрессивного поведения является другой врождённый инстинкт - инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая человека.

Приверженцы теории побуждения считают источником агрессии вызываемое внешними причинами побуждение причинить вред другим. Среди теорий этого направления наиболее авторитетна теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно данной теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встретить какие-либо внешние препятствия или подавляться страхом наказания. Однако и в этих случаях побуждение остаётся и может вести к агрессивным действиям, хотя тогда они будут направлены не на того, кто вызвал фрустрацию, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещённой агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, который предложил систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.

В основе когнитивных моделей агрессии лежат эмоциональные и поведенческие процессы. В соответствии с теориями данного направления, определяющее влияние на чувства и поведение индивида оказывает характер осмысления или интерпретации им чьих-то действий как угрожающих или провокационных. При этом степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, в свою очередь оказывает влияние на когнитивные процессы, принимающие участие в определении степени угрожающей ему опасности.

Согласно теориям социального научения, для того, чтобы понять источники и сущность агрессии, необходимо знать, во-первых, тот путь, которым была усвоена агрессивная модель поведения; во-вторых, факторы, провоцирующие её проявление; в-третьих - условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путём непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии и в результате пассивного наблюдения этих проявлений.