Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей подростков с их статусом в группе

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы адаптации к новым условиям во многом определяются успешностью взаимодействия с людьми. Удовлетворенность общением с другими людьми актуальна в любом возрасте. Более адаптированными и более успешными оказываются те личности, которые пользуются адекватной социальной поддержкой, поскольку она удовлетворяет потребности быть защищенным, признанным, принадлежать общности и иметь возможность к самореализации. Особенно проблема удовлетворенности взаимоотношениями со сверстниками актуальна в подростковом возрасте, когда общение становится ведущим сферой деятельности. Удовлетворенность подростка общением часто определяется его социометрическим статусом. От того, принят или нет подросток сверстниками может зависеть его самооценка, которая во многом определяет образ «Я - будущего», и влияет на поведение и психологическое благополучие подростка. Психологическое неблагополучие подростков, связанное с нарушением отношений со сверстниками имеет далеко идущие последствия: школьные прогулы, бродяжничество, токсикоманию, наркоманию, самоубийства и т.д.

Положение ученика на нижнем уровне межличностных отношений, состояние своеобразной психологической изоляции может служить источником тяжелых осложнений в развитии личности (Школа и психическое здоровье…1988).

Практические психологи и учителя постоянно сталкиваются с проблемой изолированных и отверженных детей, и, несмотря на то, что этот вопрос изучался в педагогике и психологии, проблема формирования отношений в группах подростков остается открытой.

Известно, что положение подростка в группе связано с его индивидуально психологическими особенностями. Исследование таких особенностей личности, как интеллект и темперамент имеет давнюю историю. Этими вопросами занимались такие ученые как В.Д. Небылицин, Я. Стреляу, В.С.Мерлин, В.М. Русалов, В.Н. Дружинин. Однако, взаимосвязь этих факторов со статусом подростка в группе исследована недостаточно. В связи с этим, исследуемая в данной работе проблема является актуальной и требует дальнейшего изучения.

В связи с этим, цель работы изучить взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей подростков с их статусом в группе.

Объект: индивидуально психологические особенности подростка

Предмет: взаимосвязь статуса в группе с психологическими особенностей подростков.

Задачи:

1 Исследовать теоретические обоснования индивидуально-психологические особенности личности подростков.

2. Исследовать социальное положение подростков в группе

3. Выявить взаимосвязь психологических особенностей подростков с их статусом в группе.

Гипотеза: Статус подростков в группе связан с такими индивидуально-психологическими особенностями как экстраверсия, нейротизм и интеллектуальные способности.

Теоретической основой проведенных исследований послужили теоретические положения об особенностях подросткового возраста представленные в работах И.С. Кона, Л.Ф. Обуховой, представления о развитии отношений в коллективе подростков, разработанные Я.Л. Коломинским, положения об индивидуальности, заложенные в работах В.С. Мерлина, В.М. Русалова, Г. Айзенка, В.Н. Дружинина и других.

Методы исследования.

Основными эмпирическими методами исследования были опрос и тестирование. Тестирование проводилось с помощью опросника Г. Айзенка и теста Амтхауэра. Статус в группе измерялось с помощью социометрии.

Для статистического анализа данных использовались следующие методы: сравнение средних значений, корреляционный и дисперсионный анализ.

Практическая значимость и научная новизна. Полученные результаты могут быть использованы в основе профилактической и коррекционной работы школьного психолога, социального педагога и классного руководителя. Также на основании полученных данных можно подготовить коррекционно-диагностическую программу по изменению статуса в классе. Составными частями программы будут: исследование статусной структуры группы, выявление группы риска (изолированных и пр.), изучение индивидуальных особенностей учащихся их сильных и слабых сторон, использование сильных сторон подростков группы риска в воспитательной работе. А также разработка на основе знаний индивидуально-психологических особенностей сюжетно-ролевых игр, в результате проведения которых достигается изменение социометрического статуса учащихся.

Были получены новые данные о влиянии половых различий на формирование статуса в группе, а также о взаимосвязи статуса с индивидуально-психологическими особенностями подростков, такими как нейротизм и социальная желательность.

Структура работы:

Дипломная состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В ней представлено 8 таблиц и 6 рисунков,12приложений

Делись добром ;)