logo
Агрессивность как свойство личности

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена как усилением интереса к проблеме агрессии и агрессивности как свойства личности.

Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно, является предметом дискуссии не одно десятилетие. Особо обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время агрессивными оказываются не только взрослые, но и их дети [27].

Как известно, агрессия не возникает в социальном вакууме, наоборот, различные аспекты межличностных воздействий приводят к ее возникновению и определяют ее форму и направленность (Выготский Л.С., 1983, Буянов М.И., 1988). В современной психологии нет практически ни одной значительной школы, которая бы не занималась вопросом агрессивности [8]. В своей работе мы будем придерживаться когнитивной модели возникновения агрессии, которая помещает в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы.

Несмотря на большое количество работ, посвящённых данной проблеме, проблема агрессивности, причины ее возникновения, динамики и сегодня вызывают живой интерес среди ученых. Так, исследования В.С.Мухиной (1985) показали, что причиной возникновения агрессии может быть тревога, связанная с блокированием или созданием помех для какого-либо целенаправленного поведения. Dollard J. и Miller N.E. (1950), в свою очередь, полагают, что именно тревога является «провоцирующим агрессию» фактором.

Психологическое здоровье людей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряде различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога». Кроме того, проблема детской агрессивности, причины ее возникновения, динамики и сегодня вызывают живой интерес среди ученых. Поскольку подростковый период является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности, то исследование агрессивности у подростков является весьма актуальным [11].

Объект исследования: агрессивность личности

Предмет: взаимосвязь уровня тревожности и агрессивности личности подростков.

Цель: исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности личности подростков.

Задачи:

Раскрыть понятия «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение».

Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи тревожности и агрессивности личности.

Провести практическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности личности подростков

Разработать практические рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности и преодолению агрессивности у подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении что, существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и агрессивностью личности подростка. Чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивности.

Методы и методики исследования:

Анализ справочной психолого-педагогической литературы.

Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности» [35].

Тест школьной тревожности Филлипса [35].

4. Опросник Басса-Дарки [35].

5. Количественная и качественная обработка результатов.

Организация исследования:

Базой исследования явилась МОУ СОШ №196 г. Новосибирска, экспериментальную выборку составили подростки (45 человек), учащиеся 9 класса, возраст испытуемых: 14 - 15 лет.

Практическая значимость работы состоит в разработке практических рекомендаций для родителей по снижению уровня тревожности и уровня агрессивности подростков.

Структура и объем работы:

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.