Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте

курсовая работа

2.1 Описание методик для исследования

Диагностика выступает как неотъемлемая часть психологического сопровождения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы психологического сопровождения.

Для определения эмоционального развития у подростков, выяснения причин возможных отклонений можно использовать следующие методы диагностики:

- наблюдение;

- беседа и анкетирование подростков;

- проективные методики: «Несуществующее животное».

-тестовые методики : Опросник САН, цветовой дневник настроения, Опросник Баса- Дарки, Тест Кеттела_

Следует отметить, что не обязательно применять все диагностические методики к одному ребенку. Методы диагностики следует выбирать в соответствии с условиями, возможностями, особенностями самого ребенка.

Наблюдение.

В зависимости от того, какой степени точности следует получить информацию, используются два вида наблюдения: неструктурализированное и структурализированное []:

? Для неструктурализованного наблюдения характерно то, что:

- заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению;

- не имеется строгого плана.

? Структурализованное наблюдение:

- заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций;

- составляется специальный план записи или фиксации результатов.

Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях.

Беседа и анкетирование.

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Проективные методики.

Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методиками специалист будет пользоваться и другими методами диагностики.

Тест «Несуществующее животное».

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответной энергии (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Тестовые методики

Тест Кеттелла. Тест Кеттелла относится к многофакторным личностным опросникам. Был опубликован впервые в 1049 и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Тест универсален практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

В настоящее время различные формы 16PF опросника являются популярным средством экспресс- диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально - психологических особенностей человека.

Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов- мотивов, потребностей, интересов, ценностей- требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, т.к. реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуаций.

Опросник содержит следующие шкалы:

- «замкнутость- общительность»

- «интеллект»

- эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость»

- «подчиненность- доминантность»

- «сдержанность- экспрессивность»

- «подверженность чувствам- высокая нормативность поведения»

- «робость- смелость»

- жесткость- чувствительность»

- «доверчивость- подозрительность»

- «практичность- развитое воображение»

- «прямолинейность- дипломатичность»

- «уверенность в себе- тревожность»

- «консерватизм- радикализм»

- «конформизм- нонконформизм»

-«низкий самоконтроль- высокий самоконтроль»

- «расслабленность- напряженность»

- «адекватность самооценки».

Следующий тест- Опросник САН (самочувствие, активность, настроение).

Цель данной методики - оперативная оценка настроения, активности и самочувствия.

Опросник состоит из 30 парных слов, характеризующих состояние человека. Характеристики включают противоположные качества- от менее выраженных до ярко выраженных от положительных до отрицательных. Каждая пара состоит из шкалы, где испытуемый отмечает выраженность того или иного качества.

Опросник «Басса- Дарки». Агрессивные проявления разделяют на два основных типа: первый- мотивационная агрессия, как самоценность, второй- инструментальная, как средство. Практических психологов в большей степени интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является Опросник Басса- Дарки.

Опросник выявляет следующие формы агрессивных реакций:

- Физическая агрессия ( нападение)- использование физической силы против другого лица.

- Косвенная агрессия- окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

- Раздражение- готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

- Негативизм- оппозиционная марена в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

- Обида- зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.

- Подозрительность- в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

- Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов ( проклятия, угрозы).

- Чувство вины- выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Тест «Цветовой дневник настроения» Целью данной методики является отслеживание эмоциональных переживаний у подростков. А также анализ причин возникновения причин возникновения этих переживаний.

Дневник предлагается заполнять по следующей схеме:

Дни недели

Что переживал?

Почему?

Как справился?

Кому рассказал?

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

Делись добром ;)