Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов
Введение
Индивидуально - психологические свойства личности - своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, а способности - это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (Личко А.Е.). Эти черты являются как бы заострением некоторых, присущих каждому человеку неповторимых, индивидуальных свойств, которые могут обнаруживаться только в определенных условиях. Особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо нарушения бывают преходящими. Эти нарушения чаще возникают под влиянием особого рода психических нагрузок или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард и ряд других ученых.
Цель исследования: изучить взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов.
Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности школьников и студентов.
Предмет исследования: особенности и взаимосвязи карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общее представление об индивидуально-психологических особенностях личности.
2. Изучить карьерные ориентации и личностные особенности у школьников и студентов.
3. Вывить взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов и провести сравнительный анализ.
Методы исследования:
- Опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна -- цель опросника -- диагностика индивидуальной иерархии карьерных ориентации студентов;
- «Сочинение о моей жизни через 10 лет» Т.П. Мараповой -- цель сочинения -диагностика уровня осознанности карьерных ориентации;
- Многофакторный опросник личности Р. Б. Кэттелла (тест 16 PF)- цель опросника - исследование всех свойств личности, которые обуславливают поведение. Наименование и определение этих свойств вытекает из применения математически-статистических приемов и результатов факторного анализа;
- Методы математико-статистической обработки.