Взаимосвязь личностных особенностей курсантов первого года обучения с уровнем социально-психологической адаптации в военном ВУЗе

дипломная работа

Введение

Для современного общества актуальным является формирование личности способной жить и эффективно трудиться в новых социально-экономических условиях. В результате глубоких преобразований всех сфер нашего общества человеку все труднее стало ориентироваться в огромном потоке информации, трудно сформировать свой собственный взгляд на происходящие события. Изменить мировоззрение уже сформировавшихся людей довольно сложно и болезненно для них же самих. Гораздо эффективнее не изменять, а формировать нужного обществу человека. Этот процесс идет после поступления вчерашних школьников в военные институты и начале воинской деятельности.

В связи с этим наиболее остро стоит проблема психологической адаптации курсантов к качественно иной среде. До настоящего времени недостаточно изучено, какие именно изменения претерпевает личность курсантов военных вузов, как в случаях нарушения адаптации, так и при успешном обучении.

Сама среда и условия воинской деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, причем, не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в армии в силу экономической и социальной нестабильности государства, а также особенностями взаимоотношений военнослужащих в армейской среде.

Задача развития личности защитника Отечества на фоне сложных социально-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации курсантов командирами, их заместителями по воспитательной работе и преподавателями кафедр.

Анализ литературы показал, что вопрос адаптации учащихся разработан в современной научной литературе только для младшего школьного возраста. Данная проблема не изучена среди студентов первых курсов, тем более курсантов военных вузов. Поэтому проблема адаптации курсантов, нуждается в более глубоком изучении при переходе выпускников школы в новые условия обучения в военном институте, к новой социальной роли.

В данной дипломной работе была предпринята попытка, обобщить весь существующий по данному вопросу теоретический материал, проанализировать зависимость уровня адаптации от личностных особенностей молодых курсантов, сделать соответствующие выводы и практические рекомендации

Вопросами адаптации занимались Ф.Б. Березин, А.А. Налчаджян, А.Г. Маклаков. Социально-психологические аспекты адаптации рассматривали А.А. Налчаджян, Н.И. Сарджвеладзе, Ф.Б. Березин, О.И.Зотова и В.П. Каширина. Проблему адаптации военнослужащих в различное время рассматривали военные психологи Н.И. Феденко, Ж.Г.Сенокосов и др. Анализ научных публикаций по проблеме адаптации позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на большой интерес к этой проблеме в психологической теории и практике, данный аспект не может быть отнесен к числу достаточно разработанных.

Таким образом, при значительном количестве публикаций, посвященных социально-психологической адаптации личности, практически отсутствуют материалы исследований о влиянии личностного потенциала на эффективность процесса адаптации, не исследованы в полной мере специфика адаптации курсантов военного ВУЗа. Исследование проблемы адаптации к условиям военной службы, несомненно, имеет практическую ценность, так как выявление зависимости между личностными характеристиками курсанта и уровнем его адаптации, позволит командирам, их заместителям по воспитательной работе, преподавателям кафедр активно воздействовать на процесс адаптации и тем самым обеспечить высокую успеваемость обучаемых, крепкую воинскую дисциплину и сплоченность воинских коллективов.

Всё выше сказанное определяет актуальность исследования и выбор темы.

Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации курсантов первого года обучения к условиям ВВУЗа и выявить взаимосвязь ее уровня с личностными особенностями.

Объект исследования: процесс социально- психологической адаптации курсантов в высшем военном учебном заведении.

Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей курсантов с уровнем социально-психологической адаптации в военном вузе.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что будет наблюдаться взаимосвязь между личностными особенностями курсантов первого курса с уровнем социально-психологической адаптации в военном училище. Успешной социально-психологической адаптации будут способствовать: низкий уровень тревожности, фрустрированности, а также адекватная самооценка, общительность, эмоциональная устойчивость, смелость, самостоятельность, дисциплинированность.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Рассмотреть адаптивные механизмы и их динамику;

3. Изучить особенности социально-психологической адаптации курсантов первого года обучения;

4. Изучить социально-психологические особенности личности курсантов, связанные с успешностью их адаптации.

Методологической основой исследования является использование основных положений принципа детерминизма, принципа единства сознания и деятельности, и личностного подхода в рассмотрении процесса социальной адаптации. В качестве методологической основы выступали также положения теории адаптации, представленные в работах А.А. Налчаджян, В.И. Медведева, В.А. Якунина, а также теоретические и эмпирические исследования по проблеме адаптации Ф.Б. Березина, А.Р. Кудашева, А.Г. Маклакова, Д.В. Колесова и др.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, тестирование:

1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклаков, СП. Чермянин;

2. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла;

3. Методика исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси;

4. Методика самооценки психических состояний Г. Айзенка.

База исследования: Дальневосточное Высшее Военное Командное училище.

Выборка: 50 человек, возраст 16-18 лет.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы 83 страниц. В дипломной работе содержится 5 таблицы, 9 рисунков.

Делись добром ;)