Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у младших школьников
Введение
Индивидуальная картина мозговой организации и психической деятельности cскладывается в течение длительного процесса онтогенеза. В результате взаимодействия природных предпосылок и культурно-исторического опыта, которые усваивает ребенок, формируются функциональные системы по обеспечению высших психических функций.
Межполушарная организация психических процессов - это важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.
Функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других - правое полушарие.
Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту. Процесс латерализации функций головного мозга в онтогенезе происходит не линейно, с чередующимся доминированием правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной специализации. Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может меняться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе.
Степень выраженности асимметрии, усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенетического развития. Задержка латерализации функций нарушает когнитивное и эмоциональное развитие ребенка и создает предпосылки к возникновению трудностей в школьном обучении.
Целью работы является исследование взаимосвязи выраженности мануальной асимметрии с особенностями эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка.
Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в сформированности когнитивных и личностных особенностей у детей с разным типом мануальной асимметрии. Структура взаимосвязи когнитивных и личностных характеристик также различна у детей с разным типом мануальной асимметрии. Таким образом, мы предполагаем, что различия в мануальной асимметрии способствует большей успешности в одних сферах деятельности и неуспешности в других.
Предмет исследования - мануальная асимметрия, как природная предпосылка индивидуальных различий.
Объект исследования - эмоциональные и когнитивные особенности детей с различным типом мануальной асимметрии.
Для решения цели ставятся следующие задачи:
- изучение литературных данных о современном представлении формирования высших психических функций и их мозговой организации в онтогенезе;
- подготовка теоретического обзора по проблеме межполушарной организации мозга и когнитивными и личностными особенностями;
- исследование выраженности мануальной асимметрии и выделение групп на основании коэффициента асимметрии;
- выявление взаимосвязи мануальной асимметрии и особенностей когнитивной и эмоционально - личностной сферы.
В работе используются методики:
- теппинг-тест - для определения выраженности мануальной асимметрии;
- детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS в адаптации А.М.Прихожан) - для определения тревожности у младших школьников;
- шкала оценки своей компетентности (С.Хартер, адаптирована Н.С.Чернышевой);
- методика по оценке эффективности произвольного и непроизвольного запоминания П.И.Зинченко;
- методика К.Мангины по определению сформированности зрительного восприятия;
- статистические методы анализа результатов исследования.
По своей структуре согласно системной логике дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка литературы, приложений.