logo
Понятие собственного Я и его структура в психологическом познании

1.2 «Я» концепция

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение самосознания[12, с. 60]. Оно накладывает неизбежный отпечаток на все жизненные проявления человека от детства до глубокой старости. Первичная зависимость Я-концепции от внешних воздействий бесспорна, но в дальнейшем она выполняет самостоятельную роль в жизни каждого. В любом случае с момента зарождения Я-концепция является активным источником самовоздействия, действуя в трех функционально-ролевых аспектах:

1) внутренней согласованности: человек всегда идет по пути достижения максимального самосогласия, ведь представления, чувства или идеи, вступая в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Одновременно испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия, ибо здесь существенным фактором является то, что каждый думает о себе.

2) интерпретации опыта: функционирование Я-концепции определяет характер индивидуальной интерпретации опыта поскольку у человека существует устойчивая тенденция проявлять на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и осуществлять интерпретацию собственного опыта.

3) набора ожиданий: Я-концепция задает также круг ожиданий человека, т.е. ее вызывает гамму представлений о том, что должно произойти, а затем и определяет, характер потенциальных и актуальных действий; в частности люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же, а те, кто считает, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предела, или интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих; неудивительно, что исследователи часто называют эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, которые относятся к разным моделям и схемам поведения. [18]

Глобальная Я-концепция, предложенная Р. Бернсом, охватывает различные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, В. Джемс первый из психологов предложил рассматривать личное Я как двойное образование, в котором соединяются Я-осознаваемое ( И) и Я-как объект (Ме).

В структуре Я-концепции в основном выделяют осознанную и оценочную составляющие, что дает основания рассматривать ее как совокупность установок, направленных на себя. В связи с этим Р.Бернс отделяет три главных формообразующих установки:

1) убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки), 2) эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая), 3) ответная реакция, которая может проявляться в поведении (поведенческая составляющая).

Относительно Я-концепции эти три компонента установки конкретизируются следующим образом: 1) образ Я - представление индивида о самом себе;

2) самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты этого образа способны вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые способны вызвать этот образ Я, самооценку.

В первые десятилетия XX века изучение Я-концепции временно переместилось из традиционного формата психологии в сферу социологии. Главными теоретиками здесь стали американский социолог Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и американский философ, социолог, социальный психолог Джордж Герберт Мид (1863-1931) - представители символического интеракционизма.

По их мнению, "Я" и "Другие" образуют единое целое, потому что общество, организуя ряд поведенческих реакций граждан, накладывает социальные ограничения на деятельность каждого из них. Основным ориентиром в развитии Я-концепции личности другого человека, то есть представление ее о том, что и как думают о ней члены группы, общины, этноса. Я-концепция формируется в ходе организованного усвоения ценностей, установок и ролей, преимущественно методом проб и ошибок по успешности непрерывного социального взаимодействия. Поэтому становление человеческого Я как целостного психического явления существу является не чем иным, как развернутым "внутри" индивида социальным процессом, в рамках которого возникают Я-осознанное и Я-как объект [2, с. 39].

Понятие «Я-концепция» используется как целостность, включающая как процессуальные, так и структурные характеристики.

Как любое сложное психологическое образование, Я-концепция является неразрывным единством трех составляющих: когнитивной (самопознавательной), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной.

Т.М. Титаренко трактует Я-концепцию как способность непосредственно самоотображать себя, воспринимать себя со стороны, рефлексировать по поводу своих возможностей, что является важным фактором становления личности, ее развития и совершенствования [8].

В литературе не раз высказывалось мнение о том, что самосознание, образ «Я» имеют уровневую структуру. И. С. Кон определяет уровневую концепцию образа «Я», используя понятие установки. В целом образ «Я» понимается как установочная система; установки включают в себя три компонента: когнитивный, аффективный и производную первых двух - поведенческий. Нижний уровень образа «Я» составляют неосознанные, представленные только в переживании, установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе. На высшем уровне размещены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств, впоследствии эти собственные самооценки складываются в относительно целостный образ. Наконец, сам образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей »[3].

Т.Д. Шевеленкова предлагает рассмотреть ценностную структуру личности как результат двустороннего процесса [8]. С одной стороны, при формировании структуры личности происходит процесс усвоения человеком общественных и моральных ценностей, социальных норм, ролей, обобщенных целей, типов мотивации и т.д., которые являются для нее определенными ориентирами при освоении социального мира. С другой - включение человека в жизнь социального мира характеризует процесс становления структуры человеческого «Я», нравственного сознания, выделение человеком себя из окружающего мира и осознания себя.

Я-концепция формируется под влиянием жизненного опыта человека, прежде всего отношений родителей и детей, однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего , оценку их достижений и тем самым на собственную самооценку.

Я-концепция включает осознание своих физических, интеллектуальных природных свойств самооценку и субъективное восприятие, что влияет на личность.

Гуменюк А. считает, что «Я-концепция - стержневое образование онтогенетического развития человека, центральное звено самосознания, относительно устойчивая динамическая и в определенной степени осознанная система представлений человека о самом себе, целостный образ собственного Я, который синтезирует ее самовосприятие такой, я она, хочет быть в идеале и должно обязательно стать »[2].

Структура положительно-гармоничной Я-концепции составлена из четырех составляющих: когнитивной, эмоционально-оценочной, поведенческой, спонтанно-креативной.

Следовательно, важным ориентиром для Я-концепции является "Я" другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было показано, "Я каким-меня-видят-другие" и "Я-каким-то я -сам-себя-вижу "очень похожи по своему содержанию.

Ч. Кули первым подчеркнул значение обратной связи от информации, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о "личностном Я". В 1912 г. Ч. Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Согласно концепции "зеркального Я" Ч. Кули, Дж. Мид считал , что становление человеческого «Я», как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как социальный процесс, что происходит "внутри" индивида.

Я-концепция возникает у человека в процессе развертывания социального взаимодействия как исключительный результат ее культурного развития, относительно устойчивое и в то же время податливый внутренним колебаниям и изменениям психическое образование.

Ш. Самюэль выделяет четыре измерения Я-концепции: образ тела, социальное Я, когнитивное Я и самооценку.

Роджерс утверждал, что «в большинстве случаев поведение человека согласуется с ее Я-концепцией, то есть человек стремится сохранить это состояние согласованности самовосприятия и переживания» [4]. Такие переживания, сопровождающие Я-концепцию человека, осознаются и воспринимаются, а те, которые находятся в конфликте с "Я", создают потенциальную угрозу Я-концепции и поэтому не допускаются к осознанию и восприятию. Возможное несоответствие между "Я" и актуальным переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Вероятной является ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая этого. При таких условиях человек потенциально не защищен от переживания тревоги и личностных расстройств. Есть тревога является эмоциональной реакцией на угрозу которая сигнализирует о том, что организованной "Я - структуре" грозит дезорганизация, если несоответствие достигнет уровня осознанности. Тревожная человек - это человек, который нечетко осознает, что признание или символизация определенных переживаний может радикально изменить настоящий образ "Я".

Исходя из этого, между образами «Я», которые включены в Я-концепцию, возникают конфликтные отношения, которые можно считать разновидностью внутреннего конфликта личности.[22]

Деркач А. А., Сайко Э. В. считают, что именно активность преобразовательная, конструирующая, связанная со способностью формировать специальные, внешние условия своего существования, активность, полагающая целенаправленность, способность к творческой преобразовательной активности ее носителя, способность постоянно переходить через содеянное, достигнутое (заложенное, например, в постоянном совершенствовании орудий труда), активность, не свойственная никаким другим видам живого, определяет принципиально новую позицию ее носи+ теля -- субъекта и определяется способностью последнего к сознательному выбору, к целеполагаемым действиям и действенностью последнего.

Фиксированный способ действия являлся изначально одним из наиболее важных как момент, структурообразующий социальное пространство в антропогенезе, полагающий еще при нечетко выделенном Я (еще при неразделенности Я и Ты) наличие (в восприятии древнейшего человека); построение и сохранение преемственности соответствующих отношений взаимодействия. [25, с.193]

Выводы. Итак, ученые-психологи доказали и продолжают открывать разнообразные аспекты, модальности Я и составляющие Я-концепции в широком диапазоне проведения научного анализа психики человека. Ведь утверждение человека как личности и гражданина центрируется вокруг развертывания его Я-концепции, которая определяет не только производительность собственной деятельности, но и способность к положительному, гуманному взаимодействияю с окружающей средой., а также опосредует личную позицию в социуме.

Я-концепция - это теоретический конструкт, который является уникальный по своим функциям и назначению. Она зарождается в семье, развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни человека, возникает и утверждается как центральное звено самосознания, включает в диалектическом взаимодополнении по крайней мере четыре компонента: когнитивный (Я-образ), эмоционально-оценочный (Я-отношение), поведенческо - креативный (Я-поступок), спонтанно духовный (Я-духовное). [13, с.72]