logo
Агрессия и агрессивное поведение молодежи

1. Понятие агрессия и агрессивность

С каждым днем увеличивается число подростков с агрессивным поведением, которое проявляется в нарушении общественного порядка, хулиганстве, вандализме, алкоголизме, наркомании и др. Рост агрессивности среди молодежи прежде всего связан с общей социальной напряженностью и неуравновешенностью всего общества. Возникают новые виды асоциального поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают тяжкие преступления. Интерес психологов к изучению подростковой жизни высок и устойчив. Существует большое количество работ, посвященных проблеме отклоняющегося поведения. Однако существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков.

Для определения особенностей агрессивного поведения молодежи необходимо объяснить суть таких понятий, как “агрессия” и “агрессивность”.

Существует множество определений агрессии, однако ни одно из них не является исчерпывающим. В научной литературе агрессия рассматривается как:

* сильная активность, стремление к самоутверждению;

* акт враждебности, разрушения; попытка нанести вред личности или обществу;

* злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение;

* реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

Можно вывести такое определение агрессии: это - индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. В современном обществе проблема агрессивного поведения является одной из центральных психолого-педагогических проблем.

Психологи выделяют следующие формы агрессивных реакций:

* Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

* Косвенная агрессия - действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

* Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

* Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

* Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

* Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

* Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Медленное решение социальных проблем в условиях послабления командно - административной системы и демократизации общества, в свою очередь, также привели к усилению агрессивных тенденций. Проблемы, связанные с достижением цели, поставленной перед обществом в целом и перед каждым его членом в частности, возникали в обоих случаях. Во-первых, это проблемы, связанные с удовлетворением элементарных жизненных потребностей человека. Во-вторых, с удовлетворением таких социальных потребностей, как справедливость, уважение, признание заслуг, равноправие и тому подобное. В-третьих, проблема самореализации личности, реализации творческого потенциала, каждого. На пути к реализации своих целей общество и человек обязательно переживают определенный уровень агрессивности или, напротив, обнаруживают способность переносить и преодолевать трудности. Все это привело до формирования состояния агрессивности в обществе. Агрессивность, как личностная черта отдельных людей, превратилась в агрессивность как социальное явление. Защитная агрессивность становится нормой, когда любые действия руководителей предприятий и учреждений, а также сел, городов, государства в целом воспринимаются с недоверием и порождают агрессивные ощущения, даже тогда, когда направленные на улучшение жизни. Современные тенденции в Украине: усиление имущественного неравенства людей, искривления духовных ценностей, разрушения идеалов, роста социальной дезориентации и дезадаптации индивида, высокий уровень безработицы, распространения процессов деформации семьи, - все это негативно отражается на молодежи. Либерализация моральных требований, коммерциализация досуга, привели к тому, что молодежь не имеет возможности с пользой проводить свободное время, вредные привычки стали не только терпимыми, но и модными. Неформальные группы, в которые объединяется молодежь, часто не только отрицают традиционные моральные нормы и ценности общества, но и нередко попадают под влияние разных преступных группировок. Средства массовой информации, с одной стороны, демонстрируют высокие жизненные стандарты, а из другого - уделяют повышенное внимание жестокости, насилию, цинизму и другим аморальным явлениям и человеческим качествам. Агрессивность не только неотъемлемая часть существования общества и личности, она притягивает и способная заражать массы. Кино и телевидение является самым популярным средством передачи разнообразной информации, в том числе агрессивно насильственной. Это значит, что СМИ играют важную роль в формировании агрессивного поведения как отдельного человека и группы, так и общества в целом. Современные исследования проблемы экранной агрессии свидетельствуют о том, что именно благодаря своей способности оперировать в то же время и звуком, и изображением телевидения, выгодно отличается от радио и прессы. Поэтому не удивительно, что молодежь, много времени уделяет “общению” с телевизором и интернетом.