Преддошкольный возраст детей от 1-го года до 3-х лет. Режим дня. Нервно-психическое развитие. Профилактика заболеваний

реферат

2.1 Преддошкольный возраст от 1-го года до 3-х лет 

Наиболее сложный этап развития малыша - преддошкольный возраст (от 1 года до 3-х лет.). На этом этапе происходит новый вид общения, который основывается на базе интенсивного развития речи.

Наиболее интенсивно развивающейся функцией в преддошкольном возрасте является речь. К двум годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, то есть ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Однако только на третьем году жизни речевая регуляция поведения становится более постоянной. Происходит интенсивное развитие понимания речи. У вашего малыша не только резко возрастает число понимаемых им слов, но он начинает действовать с предметами по инструкции взрослого, у него развивается интерес к слушанию сказок, рассказов, стихов, то есть понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

К трём годам ребенок должен общаться с окружающими развёрнутыми фразами. Активный словарь возрастает значительно. Ребёнок должен уметь комментировать свои действия, начать задавать вопросы.

Развитие речи на этом этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления.

Темп развития речи в норме в преддошкольном возрасте является очень высоким. Если к концу второго года ребенок употребляет до трехсот слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000-1500 слов.

Что касается звукопроизношения, то оно остается еще далеко несовершенным:   многие   дети   опускают   или   замещают   близкими   по артикуляции или звучанию звуками. Ребенок при произнесении слов, прежде всего, будет ориентироваться на интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику. Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к трем годам строить предложения из трех-четырех слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах.

Отдифференцировать отставание речевого развития, а особенно понять причину на этом возрастном этапе крайне сложно, так как индивидуальные сроки нормального развития широко варьируются и, кроме того, любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в этот наиболее чувствительный период в развитии может привести к отставанию речевого развития.

Причины, приводящие к отставанию в речевом развитии различны. Это могут быть различные соматические заболевания, ослабляющие организм ребенка, психические травмы, недостаточность эмоционального общения, нервно-психические заболевания и отклонения в развитии.

К трехлетнему возрасту речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка. На этом этапе ваш малыш начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», то есть он выделяет себя из окружающего мира.

Особенности поведения ребенка в этот период развития во многом зависит от вашего к нему отношения. Упрямство и негативная форма поведения направлены в первую очередь против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком и чрезмерно его опекают. Часто этот этап развития рассматривается как первый возрастной кризис, кризис трех лет.

На этом этапе очень важно, чтобы родители и педагоги были максимально внимательны к ребенку. Резкое отдаление ребенка от матери, например  детский сад, может травмировать психику малыша и привести к срывам нервной системы. В одних случаях это может проявляться в страхах, замкнутости, «уходе в себя», в других - в агрессии, нарушениях поведения. Кроме того, может нарушиться сон, возникнуть трудности с кормлением, туалетом, может появиться заикание, как результат стресса. В некоторых случаях может наблюдаться чрезмерно интенсивное и неравномерное развитие речи. А родители, стремясь способствовать этому, зачастую совершают ошибку, перегружая ребенка чрезмерной словесной информацией. Это может привести к эволютивному заиканию. При этом типе заикания имеет место выраженная неравномерность в развитии речевых и психических средств общения. При высокой потребности к общению, достаточном словарном запасе, хорошей речевой памяти у малышей часто отмечается недостаточность общей и речевой моторики, регуляторной деятельности, координаторных функций, что приводит к этой особой форме заикания. Родители должны быть особенно внимательны к ребенку в этот период интенсивного речевого развития.

И в то же время необходимо соблюдать меру. Есть категория родителей, которые начинают обучать ребенка чтению, письму, иностранным языкам, не владея методиками обучения на ранних этапах развития, в результате редко у кого налицо результат, а вот психическая травма ребенку обеспечена, а это приводит к срыву интенсивно формирующейся речевой функции. Особенно надо обратить внимание на детей с повышенной нервной возбудимостью, леворукостью, моторной неловкостью, соматической ослабленностью.

2.2 Режим дня детей преддошкольного возраста (1-3 лет)

Основной формой развития в этом возрасте является игра. Ведущая деятельность - предметная. Особенно важны для этого периода устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды. Рацион питания при этом становится более разнообразным.

Питание

В 1-3 года по мере прорезывания молочных зубов и совершенствования функций желудочно-кишечного тракта в рацион ребенка вводят все больше твёрдой пищи и осуществляют постепенный переход к все более «взрослому» рациону питания.

В возрасте после 1-го года ребенка обычно переводят на четырехразовое питание, но иногда до 11/2 лет приходится оставлять пятое кормление (обычно это 150-200 мл кефира или молока в 22-23 ч или рано утром). Суточный объем питания в 1-11/2 года равен 1000-1100 мл, в 11/2-3 года 1200-1500 мл. При четырехразовом питании суточная калорийность обычно распределяется так: завтрак - 25%, обед - 35-40%. Полдник -10-15%. ужин - 25%.

В возрасте 1-11/2 года пищу дают в протертом виде: с 11/2 лет вводят разваренные каши, запеканки, тушеные овощи; с 2 лет можно давать салаты, овощное рагу, рыбу (кусочками) без костей.

Соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4. Суточная потребность в воде составляет в 1 год 120-140 мл/кг, в 2 года - 115-125 мл/кг (включая жидкость, содержащуюся в пище).

Из продуктов для детей предпочтительны нежирные сорта говядины, курицы, молоко и молочные продукты, крупы (гречневая, овсяная, рисовая, манная), рыба, овощи и фрукты, соки. С целью профилактики аллергического диатеза яйца нужно давать не чаще 1-2 раз в неделю; не рекомендуются шоколад, крепкие куриный и мясной бульоны, апельсины, мандарины, икра. Сосиски, вареные колбасы начинают давать с 21/2-3 лет. Необходимо правильно составлять меню ребенка.

Кормить ребенка необходимо примерно в одно и то же время; это помогает выработать условный рефлекс (в определенное время происходит выделение пищеварительных соков, и пища лучше переваривается).

К каждому новому блюду ребенка нужно приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Важно следить за регулярным опорожнением кишечника, т.к. при запорах аппетит заметно ухудшается. В начале 2-го года жизни дети сами держат ложку и чашку, а в 11/2 лет сами едят с помощью взрослых, к 3 годам ребенок может есть сам.

Режим

Ребенок любого возраста нуждается в четком режиме. При составлении режима очень важно учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные качества. Примерные часы приема пищи: завтрак -- 7 ч 30 мин - 8 ч, обед - 12 ч -12 ч 30 мин, полдник - 15 ч 30 мин - 16 ч, ужин 19 ч-19 ч 30 мин. Ребенок должен спать не менее 12 ч в сутки, в том числе 2 ч днем после обеда (с 13 до 15 ч).

Укладывать детей спать нужно в одно и то же время. Ребенка следует постепенно подготовить ко сну: успокоить после игры, посадить на горшок, умыть. Перед сном обязательно проветривают комнату.

Уход

Комната, в которой находится ребенок, должна быть светлой; оптимальная температура воздуха около 20°. Все окружающие детей вещи и предметы надо содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную уборку помещения. У малыша должна быть отдельная кровать. С раннего возраста необходимо приучать ребенка самостоятельно умываться, мыть руки. Уже с 11/2 лет можно учить его полоскать рот, с 3 лет - чистить зубы. Мыло, полотенце, зубную щетку располагают так, чтобы он мог легко достать их. Обязателен ежедневный туалет половых органов ребенка (подмывание теплой водой), особенно у девочек. Купают ребенка 1-3 лет 2-3 раза в неделю. Температура воды должна быть 36°. Продолжительность купания на 2-м году жизни -8-10 мин. на 3-м - 10-20 мин.

С 2 лет детей можно приучать самостоятельно одеваться. Необходимо постоянно следить за осанкой ребенка. Желательно, чтобы мебель соответствовала его росту.

Делись добром ;)